В Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне почтили память третьего обретения главы святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
В день празднования 7 июня в русской святогорской обители традиционно для всеобщего поклонения братии и паломников выносились две святыни, хранящиеся в монастыре: мощи и чудотворная икона Крестителя Господня Иоанна.
Хранящийся в обители чудотворный образ являлся фамильной иконой рода Каллимахов, которые покровительствовали Пантелеимонову монастырю со второй половины XIX века. После мученической кончины ктитора Прибрежной Русской обители князя Скарлата Каллимаха, умученного турками в ночь перед Пасхальной Заутреней, образ некоторое время находился в Константинополе в церкви святой Параскевы, где многие верующие получали исцеления от изображенного на нем крестителя Господня Иоанна. Когда же в 1860 году храм сгорел дотла, лишь икона осталась ничуть неповрежденной посреди пепелища. После явного чуда дочь Каллимаха Роксандра передала икону Пантелеимонову монастырю в неотъемлемый дар и вечное поминовение о почившем отце. До сего дня эта памятная и чудотворная икона хранится в особом киоте в Покровском соборе русской обители на Афоне.
Князь Скарлат Каллимах, наряду с Константинопольским патриархом священномучеником Григорием V и игуменом монастыря Саввой, являлся ктитором Прибрежного Русика и занимает особое место в истории обители. Скарлат Каллимах занимал должность драгомана (переводчика) при дворе султана Махмуда II (1785-1839). Именно у него остановился старец Савва во время посещения столичного града Константинополя для сбора милостыни. По молитвам старца князь исцеляется от поразившего его неизлечимого земными средствами смертного недуга, и дает обет быть пожизненным ктитором Пантелеимонова монастыря. Игумен Савва отслужил водосвятный молебен, окропил и напоил болящего святою водою, а вместе с ней дал ему вместо врачевства испить отвар из Афонских трав. На другой день князь был совершенно здоров. Он свято исполнил свой обет, став щедрым ктитором и покровителем Обители, особенно когда был возведен султаном в 1809 году на престол Молдавских Господарей (занимал до 1819 г., после чего вернулся в Константинополь).
Помощь, оказанная князем Скарлатом обители святого Пантелеимона, была, в некотором роде, наследственным призванием: дед князя, Молдавский Господарь Иоанн Каллимах (занимал престол с 1758 г. по 1761 г.), спас Русский святогорский монастырь от полного разрушения в предыдущем столетии, оказав ему значительную помощь. Отец Скарлата – Александр Каллимах – также много помогал Пантелеимоновой обители.
Скарлат Каллимах, став благотворителем Русской обители на Афоне, прежде всего выкупил святую главу великомученика Пантелеимона, принадлежащую Руссику с XIV века и находившуюся в то время в чужих руках. Затем он присылает в Русскую обитель главного инженера турецкого султана, православного христианина по вероисповеданию, который проектирует все новые сооружения. Благородный фанариот прилагает все усилиям и многие средства, благодаря чему в короткое время, всего за 4 года, строятся много зданий: братские корпуса, пекарня, трапезная, архондарик, библиотека, ризница, и, в первую очередь, – Соборный храм, который освящает в 1815 году сам Константинопольский Патриарх священномученик Григорий V (в этом году исполняется 200 лет со дня этого события).
Зимой 1821 года Скарлат Каллимах был назначен Господарем Валахии. Однако, в марте того же года началось вторжение в Валахию этеристов во главе с Ипсиланти, которому последовало греческое восстание в Морее.
Скарлат Каллимах, живший в это время в Константинополе, был убит турками в 1821 году, перед самой Пасхой, почти в одно время со Святейшим Патриархом Григорием V, по подозрению в организации греческого восстания. Главным поводом к подозрению была связь с Русской обителью, которую ни князь, ни патриарх не скрывали. Каллимах знал о своей скорой кончине из предсказания святого Пантелеимона, а потому старался как можно скорее завершить строительство Прибрежной Русской Обители на Афоне. Святой Пантелеимон явился ему во сне и сказал: «Имение твое великое, а смерть твоя – близка, Монастырь же мой – до конца разоряется; помоги ему, пока есть время». Князь Скарлат все свое состояние отдал на строительство Нового Прибрежного Руссика, который стоит по сей день. Собрав значительное пожертвование для Пантелеимонова монастыря, он направлялся к Святой Горе, однако был схвачен в Дарданелльской крепости. В Великую Субботу, в самое преддверие Пасхи Господней, по указанию турецкого султана князь Скарлат Каллимах, спешивший к празднику в Пантелеимонову обитель, куда вез церковную богослужебную утварь и пожертвования, был удушен турками, а пожертвования, предназначенные для Руссика, присвоил себе турецкий паша.
В эту же ночь, 10 апреля, во время Светлой заутрени, прямо за богослужением в церкви был схвачен турками другой покровитель и благодетель Русской святогорской обители – Святейший Константинопольский Патриарх священномученик Григорий V. Во всем святительском облачении он был повешен турками прямо на вратах патриархии в Константинополе.
На светлой неделе, 14 апреля, спустя четыре дня после мученической кончины двух благодетелей, отошел ко Господу и 3-й ктитор Нового Руссика – Игумен монастыря старец Схи-Архимандрит Савва. Преставился отец Игумен кончиной праведника, мирно и тихо, в светлом уме и памяти, простившись с братией, благословив всех и оставив по себе преемника, будущего Игумена Схи-Архимандрита Герасима.
Эти трагические события были только началом испытаний Свято-Пантелеимонова монастыря. Вскоре турки начали террор против христианского населения; посыпались угрозы и в сторону Русской святогорской обители, как «оплота заговорщиков» и «сепаратистов». Вся братия монастыря, во главе с новым Игуменом Схи-Архимандритом Герасимом была вынуждена оставить не только монастырь, но и Афон, и скрываться в Морее (Пелопоннес) несколько лет. По возвращении на Святую Гору, в свою обитель, Игумен Герасим убедил греков, смирившихся испытаниями и скорбями, примириться с русскими собратьями и пригласить их в монастырь для сожительства. Поселившись в обители, русские иноки закончили дело князя Скарлата – благоустроили и украсили Пантелеимонов монастырь.
Память о князе Скарлате, равно как и о священномученике Григории V и игумене старце Савве по сей день светло чтится в построенной ими обители.
Монах Лазарь
Дополнительно см.:
Пасха красная или испытание веры. Из истории Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря
Народное восстание или соперничество элит? Об обстоятельствах гибели ктитора Русского монастыря на Афоне князя Скарлата Каллимаха и начала Греческого восстания 1821 г.
Старец Савва Святогорец – возобновитель Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря