Никто никогда его не видел гневающимся и раздраженным. Выполняя ответственные поручения и общаясь с людьми разных характеров, он умудрялся держать себя совершенно невозмутимо. Даже при разговоре с людьми он творил Иисусову молитву.
Иеросхимонах Пинуфрий (в миру Полиевкт Иванович Ерофеев) родился в 1866 году в крестьянской семье в селе Виездновское Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Закончил сельскую школу и гимназию. Желал поступить в духовную семинарию, но семейная нужда не позволила ему это сделать. Несмотря на житейские трудности, он принял твердое решение при первом удобном случае стать монахом.
8 июня 1891 года Полиевкт Иванович прибыл на Афон и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь, где 27 марта 1893 года был пострижен в рясофор с именем Полиевкт, 24 марта 1895 года в мантию с именем Пинуфрий, а 25 марта 1906 года в схиму. 13 июля 1914 года отец Пинуфрий был рукоположен в иеродиакона, а 14 июля 1914 года в иеромонаха.
Послушание отец Пинуфрий проходил в иконной лавке, на кунаке в Карее, на подворьях в Константинополе и Москве, в канцелярии обители. С 3 января 1937 года он был назначен антипросопом в Протате. Переписка отца Пинуфрия с старцами обители — прекрасное доказательство его беспредельной преданности обители и такой же любви к братьям. За выдающиеся заслуги перед монастырем 20 февраля 1939 года отцом игуменом отец Пинуфрий был награжден золотым наперсным крестом.
Иеросхимонах Пинуфрий (Ерофеев).
Отца Пинуфрия характеризировало всегдашнее невозмутимое спокойствие и бесконечное доверие Богу. Никто никогда его не видел гневающимся и раздраженным. Выполняя ответственные поручения и общаясь с людьми разных характеров, он умудрялся держать себя совершенно невозмутимо. Даже при разговоре с людьми он творил Иисусову молитву и когда его спрашивали, как он это умудряется иметь постоянную память о Боге при беседах с людьми, то он отвечал так, что «любую беседу, даже самую деловую, можно повернуть в сторону Бога, главное — поставить себе задачу не говорить ни о чем вне Бога».
Интересные воспоминания об отце Пинуфрии оставил нам писатель Б. Зайцев. Он писал следующее: «Рядом со мной черный с проседью, кареглазый, спокойный и ровный, слегка окающий по-нижегородски отец Пинуфрий. Опустив руку в воду, он пальцем чертит серебряный след. Негромким привычным голосом начинает петь: «Христос Воскресе из ме-ерт-вых, смертию смерть по-прав, и сущим во гробех живот дарова-в!»
В другом месте он пишет о нем: «Разговор [с эпитропом монастыря Великой Лавры] шел по-гречески с [помощью] отца Пинуфрия. Видимо, он объяснял кто я. „Синграфевс, синграфевс (писатель)“, — говорил внушительно отец Пинуфрий. Эпитроп равнодушно глядел на меня огромными красными глазами и повторял: „Кала, кала (хорошо)“. Еще часто слышал я: „Охи, охи (нет)“, — и это несколько веселило. Видимо, перешли на домашние дела и обо мне, к моему удовольствию, забыли. Я любовался сдержанностью и достоинством, прекрасным аристократизмом своего спутника [отца Пинуфрия], бегло и любезно, точно он привык к салонам, беседовавшего с эпитропом. Вот он — крепкий и чистый лесной русский тип, заквашенный на Византии, родивший своеобразную высоту древнего зодчества, русской иконописи. Таким, как отец Пинуфрий, мог быть посол российский времен Иоанна III, живописец Андрей Рублев или мастер Дионисий».
Мощи иеросхимонаха Пинуфрия (Ерофеева).
Отец Пинуфрий переживал не только за русские обители Афона, но по возможности старался поддержать новые очаги Православия, которые возникали благодаря деятельности русских эмигрантов в Европе. О том, как он заботился о русских обителях вне Афона, нам сообщает насельник Почаевского монастыря во Владимировке иеромонах Серафим. Вот что он пишет: «Весьма утешил нашу обитель пантелеимоновский иеромонах Пинуфрий. Он принес мне собрание камней и священных реликвий из разных мест Палестины и Синая, которые в благолепном ковчеге, снабженные соответствующими надписями и фотографиями, служат ныне украшением нашего миссионерского храма».
Преставился отец Пинуфрий 15 (28) июля 1953 года, прожив в монастыре 62 года.
Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.
Смотри также