Симоно-Кананитский монастырьВскоре после рукоположения отца Пантелеимона благословили ехать духовником на Новый Афон. Ему было очень тяжело расставаться со своими любимыми старцами и с Афоном, но, помня наставление старца Арсения (Минина), что монах должен быть как гвоздь, — куда его вобьют, там и должен торчать, — он, смирившись, поехал исполнять свое новое послушание.

Иеросхимонах Пантелеимон (в миру Андрей Матвеевич Шиляев) родился в 1842 году в семье мещанина города Елабуга Вятской губернии. Имел двух сестер и брата Емельяна. Последний впоследствии нажил большое состояние, стал купцом второй гильдии и являлся благотворителем Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Начальное образование Андрей получил в городе Пермь, после чего поступил в гимназию в Петербурге, где учился в учительских и писарских классах. Больше о его жизни в миру нам ничего не известно.

В 1866 году 24-летний Андрей Матвеевич приехал на Афон и стал проситься в послушники в Русский Пантелеимонов монастырь. Старцы с радостью приняли его и дали послушание в канцелярии, так как он был отменным каллиграфом. 12 марта 1869 года Андрея Матвеевича постригли в мантию с именем Амос, а 14 сентября того же года рукоположили в иеродиакона. К этому времени он стал управляющим канцелярией и с полной отдачей исполнял это послушание до 1881 года.

В 1880 году отца Амоса постригли в схиму с именем Пантелеимон, а в следующем году, 8 сентября, его рукоположили в иеромонаха. Вскоре после этого по решению собора старцев его благословили ехать на Новый Афон для исполнения послушания духовника.

Ему было очень тяжело расставаться со своими любимыми старцами и с Афоном, но, помня наставление старца Арсения (Минина), что монах должен быть как гвоздь, — куда его вобьют, там и должен торчать, — он, смирившись, поехал исполнять свое новое послушание, не подозревая, что уже никогда не вернется в родную обитель на Афон.

Отец Пантелеимон постоянно переписывался со своими старцами, с духовником Иеронимом и игуменом Макарием. Посылал им по два письма в одном конверте, каждому — свое. Воспоминания об Афоне не оставляли его. Уже через год после приезда на Новый Афон он писал прошение духовнику Иерониму с просьбой вернуть его в родную обитель.

На Новом Афоне он был не только духовником, но и законоучителем в школе при монастыре. Кроме всего прочего, он вел издательские дела Пантелеимонова монастыря. Именно по его рекомендации монастырское издание «Душеполезный Собеседник» получило свою окончательную форму.

Приезд отца Пантелеимона на Новый Афон совпал с убийством террористами Царя-Освободителя Александра II. Вот что он писал по этому поводу духовнику Иерониму: «Итак, не стало нашего возлюбленного Государя! Враги Креста и Отечества нашего достигли своей цели. Но наше Отечество основано на Православной вере, врата адовы не одолеют его!»

По благословению Священного Синода 3 апреля 1887 года отец Пантелеимон поступил в драндский Успенский монастырь Сухумской епархии, где был также духовником и управителем дел. Здесь он пробыл всего год, но его помощь возрождающемуся монастырю была огромной, так как он уже имел большой опыт по организации монастырских дел с нуля, приобретенный в Симоно-Кананитском монастыре.

За свои заслуги епископом Сухумским Геннадием отец Пантелеимон был награжден набедренником. После этого по распоряжению того же епископа он вновь вернулся в Новоафонский монастырь, где жил с мая 1888 по 1890 год. А 20 апреля 1891 года указом Казанской духовной консистории он был причислен к Раифской Богородицкой пустыни в Казанской епархии, где вскоре стал игуменом.

Преставился отец Пантелеимон в сентябре 1902 года.

 Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.