Старец Серафим был живым воплощением заповеди любви Господа. Вся его жизнь была посвящена любви, поэтому он наверняка блаженствует, лицезрея Бога любви. Мы не знаем, когда точно он оставил этот земной мир. Но разве существенно, сколько длилась его земная жизнь, важно, что он, творил дела любви непрестанно.
Иеросхимонах Серафим (в миру Дионисий Дементьевич Мосягин) был уроженцем деревни Аксеновки Мровицкой волости Зарайского уезда Рязанской губернии. В монашестве с 1873 года. Жил в одном из монастырей России, где был пострижен в мантию с именем Серафим.
В 1881 году прибыл на Афон и поступил в Троицкую келлию Ставроникитского монастыря, где в 1883 году был пострижен в схиму с тем же именем, а в 1885 году был рукоположен в иеромонаха. Впоследствии стал настоятелем этой келлии.
Отец Серафим написал книгу «Беседа старца Свято-Троицкой общежительной пустынной келлии на Святой Горе Афонской, иеросхимонаха Серафима Мосягина о мытарствах», в которой со своим духовным сыном подробно делится своими мыслями о цели подвижничества и сути покаяния.
Вот что он пишет в ней: «Желаю с тобой беседовать о неизбежном и неминуемом пути: о переселении в вечные места, где нет уже конца и смерти; от перехода из этой жизни в будущую вечную загробную участь (или жизнь). Христианину даны два пути и каждому пути свои врата: райские и адские. Райские врата, куда входят праведные души к Господу и Он, принимая их, успокаивает в селениях с праведными в радости неописуемой и неизобразимой. Адские врата, куда входят грешные нераскаянные души, где установлены диаволу и ангелам его и творящим волю его [вечные мучения]».
Главной основой прохождения человека через узкие врата рая отец Серафим видит в наличии у него христианской любви, и, соответственно, причиной его наказания он считает отсутствие любви: «Итак душа не оправдывается, ибо была немилостива, немилосердна и жестокосердна. Враги удерживают ее на время, затворяют в темницу, откуда не видит она Бога; мучат ее, насколько попустит им сила Божия, пока душа церковными молитвами и милостыней родных, ближних и знакомых будет искуплена, тогда прощаются грехи ей.
Если же душа настолько грешна и мерзка пред Богом, что надежды на спасение ее нет, то лукавые духи ждут последнего изречения Господня над нечестивыми. Осужденные стоят по левую сторону, и Он скажет им: „...идите от мене, прокляты, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его“ (Мф. 25, 41). Тогда лукавые духи тотчас низводят душу в бездну, и там будет плач и скрежет зубов в огне горящем, которого и сам сатана трепещет.
О брат! Остановись, взойди в самого себя, собери все свои дела; будут ли они избавлены от адского мрака? Так человек живет на земле, грешит, идет против заповедей Божьих, не боится Бога, не страшится адского мрака». Только покаяние, искреннее оплакивание своей немощи и ничтожества может вернуть человека на путь Божий: «И если, брат, без покаяния умрешь, как пойдешь к Богу на ответ? Как пойдешь к Богу, если не исправлялся покаянием, а если же и каялся, снова ты впадал в грехи».
Поэтому если покаянию не сопутствуют дела любви, то черствое сердце не сможет освободиться от привычки греха. Только каясь и одновременно стремясь усовершенствоваться в любви, может избегнуть человек нового падения. В заключении отец Серафим советует всем желающим избегнуть ада мучения, стараясь жить по заповеди Христа: «...да любите друг друга, якоже возлюбих вы: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 12-13).
Старец Серафим был живым воплощением заповеди любви Господа. Вся его жизнь была посвящена любви, поэтому он наверняка блаженствует, лицезрея Бога любви. Мы не знаем, когда точно он оставил этот земной мир. В списках 1919 года он еще числился старцем келлии, затем его уже там нет. Но разве существенно, сколько длилась его земная жизнь, важно, что он, творя дела любви непрестанно, обеспечил себе вечную жизнь с Богом.
Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.
Смотри также