Русский на Афоне Пантелеимонов монастырьВ ночь со среды на четверг 5-й седмицы Святого и Великого Поста в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, как и во всей Православной вселенной, по древней христианской традиции совершилось богослужебное последование, именуемое "Мариино стояние", главной особенностью которого является пение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.

Мариино стояние – это богослужебное последование, посвященное воспоминанию покаянного подвига преподобной Марии Египетской.

Мария Египетская

Первой житие преподобной Марии записал святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский. "Это житие, – говорится в Синаксарии четвертка 5-й седмицы Великого Поста, – приводит в сильное умиление и дает великое утешение прегрешившим и согрешающим, если только они решились оставить зло <...>

Святитель Софроний

Святитель Софроний чудесной своей историей возвращает нас к целомудрию, возвышает к Богу и поучает не падать духом и не отчаиваться, если некогда и были в плену каких-либо грехов. Ибо повествование о Марии Египетской показывает, насколько велико Божие человеколюбие и милость к желающим всей душой оставить прежние прегрешения".

Иорданская пустыня, в которой происходит действие Жития преподобной Марии Египетской:

MariinoStoyanie4

MariinoStoyanie5

MariinoStoyanie6

Софроний рано ушёл в монастырь — в лавру святого Феодосия, где стал учеником преподобного Иоанна Мосха. Вместе с Иоанном Софроний совершил поездку по палестинским и сирийским монастырям. Однако нашествие Хосрова помешало им возвратиться в Палестину и Софроний вместе с Иоанном направились в Александрию, где жили довольно долго при святом Евлогии и при святом Иоанне Милостивом. Вероятно, в эти годы они объезжают монастыри и святыни Египта. После Александрии Софроний через Кипр совершил поездку в Рим, где Иоанн Мосх скончался около 620 года. Позже Софронием его прах был перенесён в лавру святого Феодосия. В 630 году Софроний снова приехал в Египет, где в тот период было активно монофелитское движение. В 634 году он был избран на иерусалимскую кафедру. Он закончил и издал «Луг Духовный» — труд своего покойного духовного отца Иоанна Мосха. Возможно, именно от него святой Софроний узнало житии преподобной Марии. Возможно также, что именно преподобный Иоанн Мосх был прообразом игумена Иоанна, упоминаемого в Житиии преподобной Марии. Лавра преподобного Феодосия великого, в которой подвизался Иоанн Мосх, как раз и находилась близ Иерусалима и Иорданской пустыни.

Монастырь преподобного Феодосия великого:

MariinoStoyanie7

MariinoStoyanie8

Монах Андрей, будущий Святитель Андрей Критский, посланный Иерусалимским Патриархом Феодором на VI Вселенский Собор (692 г.) соединил житие преподобной Марии Египетской со своим каноном и представив его отцам Собора.

Мария Египетская и Андрей Критский

Установлено было петь этот канон и читать житие святой матери Марии в четверток 5-й седмицы Великого Поста по той причине, что "Святая Четыредесятница приближается уже к концу, и чтобы люди, по немощи духовной не разленились к духовным подвигам, не забылись беспечно и не прекратили вдруг воздержание" (Синаксарий). Возможно также, что память преподобной Марии было установлено в этот день, поскольку святая преставилась в четверток Страстной Седмицы, когда совершается за богослужением воспоминание последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Не возможно было перенести ее память и на 6-ю, Лазареву седмицу, так как и там богослужение привязано к Евангельским событиям.

Мария Египетская

По уставу Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, утреня четвертка 5-й седмицы начинается в 4-м часу ночи и продолжается около 6-ти часов. Центральное место всего богослужения принадлежит самому Великому канону, пение которого вместе с житием преподобной Марии простирается до 3-х часов. В отличии от первых четырех дней Поста, в каждый из которых поется одна четвертая часть Канона, в этот день канон совершается весь полностью.

MariinoStoyanie11

Структура обычного, "стандартного" канона состоит из 9-ти песней (реально же из 8-ми, поскольку 2-я песнь употребляется только Великим Постом) и 32-х тропарей (по 4-е тропаря на каждый ирмос). Великий покаянный канон состоит из 11 ирмосов и 250 тропарей. На каждый из ирмосов приходится не менее десятка тропарей, в большинстве же случаев их количество простирается до 28, так что вместе с ирмосом, который поется дважды, получается по 30 тропарей на одну песнь.

На каждый тропарь Великого канона уставом полагается совершать по три поясных поклона. Как сказано в Синаксарии этого дня, "этот канон настолько пространен и умилителен, что способен умягчить и самую ожесточенную душу и побудить к благому трезвению, внимательной и доброй жизни, если только с сокрушенным сердцем и надлежащим вниманием поется."

MariinoStoyanie12

Необходимо заменить, что "Мариино стояние" не ограничивается лишь одним Покаянным каноном. Оно начинается накануне с вчера. На вечерне, предшествующей четвертку 5-й седмицы Великого Поста, на "Господи воззвах", помимо обычных 6-ти стихир дня и Богородичной стихиры на "Слава и Ныне", поются на 4-й глас еще 24 стихиры Великого канона, на каждую из которых также полагается совершать по 3-и поясных поклона. Эти стихиры, как и сам Великий канон, составлены тем же автором – святителем Андреем Критским. Каждая из них оканчивается умилительным припевом: "Господи, прежде даже до конца не погибну, помилуй мя". Служба четвертка 5-й седмицы Поста является одной из самых объемных и продолжительных во всем богослужебном году.

 

Дополнительно см.:

Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста. «Стояние Марии Египетской»

 

О Великом каноне святителя Андрея Критского

 

 

 

Смотри также

Что завещал преподобный Афанасий Афонский?
Предсмертный завет, или духовное завещание, писанное преподобным Афанасием Афонским собственноручно в 969 году, в наставление собранному им духовному стаду. …
Афон в XVI веке. Турецкая вакуфная реформа и её последствия для святогорских монастырей
Как мы уже писали, власти Османской империи сравнительно терпимо относились к «монашеской республике» на Святой Горе, не препятствуя инокам свободно …
Раздражительный человек сам несет большое страдание: Афонские старцы о том, как преодолевать раздражительность
Все хотят иметь душевный мир, но как этого достичь? Предлагаем вашему вниманию пять поучений афонских старцев о том, как преодолевать …
Христос рядом с нами. Постоянно, но незримо. Архимандрит Мелетий Вадраханис
Христос вознесся на небеса. Человеческую природу, которую Он неразделимо, неизменно и неделимо соединил с Божественной, согласно учению Четвертого Вселенского Собора, …
Будем дарить ближнему нашу улыбку, нашу любовь. Наставления игумении Феосемни
Духовная дочь святого Порфирия Кавсокаливита игумения Феосемни (в миру Анастасия-Аристея Димца) родилась в г. Лариса в Фессалии в 1938 году. Окончила …
Чудеса афонского схимонаха прп. Илии (Ганжи)
Схимонах Илия (Ганжа), удивительный подвижник, вернувшийся с Афона почти столетним старцем в родной город Макеевку. Утешитель и прозорливец – многие …
Десять фактов из жизни афонских святых Иоанна, Евфимия и Георгия I, Иверских. День памяти - 26 мая
Они вели ангельскую безмолвную жизнь и перевели на грузинский язык греческие церковные книги, что было крайне необходимо для просвещения народа.
Пять чудес прп. Арсения Каппадокийского. День памяти - 10 ноября
Преподобный Арсений Каппадокийский – духовник преподобного Паисия Святогорца. Великий чудотворец, святой Арсений своей молитвой исцелял больных, помогал страждущим, охранял от …
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме
Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается …
Преподобный Иустин (Попович): Пятидесятница
В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как Живо …