К произведениям искусства малых форм относятся также драгоценные церковные ткани и ризы, хранящиеся в ризницах почти всех афонских монастырей и во многих их экзартимах. Речь идет о ценных шелковых тканях, шитых золотыми, серебряными и железными нитями, которые украшали Святой Алтарь, а также использовались для литургических нужд храма наряду со священной утварью или составляли часть обычно очень дорогого облачения священнослужителей.
Следовательно, такие ткани можно разделить на две категории: 1) литургические, к которым относитсяплащаница (исторического и литургического типа), воздухи ипотирокаллимыдля покрытия Чаши и дискоса,занавесы (парапетазмы) центрального входа иконостаса иподеядля проскинитариев под иконами; и 2) иератические, к которым относятся облачения священнослужителей всех трех степеней, которые носят во время различных обрядов, в особенности Божественной Литургии. К последним относятся архиерейский саккос, большой и малыйомофории, епитрахиль, эпигонатий, эпиманикиииорарий.
Эти афонские ткани продолжают византийскую традицию и отличаются исключительно высоким качеством и удачным подбором иконографических сюжетов. Кроме того, они ценны своими надписями, содержащими важные сведения о дарителях высшего священного сана, а также о изготовлявших их рукодельницах.
Несмотря на пожары и многочисленные нападения пиратов, на Афоне сохранилось до сих пор много подобных шедевров византийской и поствизантийской эпохи, изготовленных из очень тонкого, легко подверженного порче материала. В качестве самых замечательных образцов этого вида искусства упомянем и два архиерейских саккоса из Великой Лавры и Иверского монастыря, которые считают хламидами императоров Никифора Фоки и Цимисхия, и плащаницы Кастамонитова, Ставроникитского, Григориева, Паитократорова, Дионисиева, Зографова и др. монастырей.
Смотри также