Крест монашестваО предшественниках новозаветных подвижников и современных пустынножителей св. апостол Павел свидетельствует: они испытали поруганія и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пыткѣ, умирали отъ меча, скитались въ милотяхъ и козьихъ кожахъ, терпя недостатки, скорби, озлобленія; тѣ, которыхъ весь міръ не былъ достоинъ, скитались по пустынямъ и горамъ, по пещерамъ и ущельямъ земли (Евр 11, 36–38).

Русский Андреевский скит на АфонеНа начало Второй мировой войны афонские монахи всех национальностей ответили тем, что 22 марта 1940 г., впервые за несколько столетий, провели ночное моление о восстановлении мира, а после него крестный ход. К нападению фашистской Италии на Грецию многие насельники Святой Горы отнеслись с возмущением. Так известный афонский старец иеромонах Герасим (Менагиас) в письме старцу Феодосию из Свято-Павловского монастыря от 26 ноября 1940 г. называл итальянцев трусами и тряпками, а в другом письме выражал свою боль из-за жертв несчастной Кефалонии.

Св. Симеон и Савва СербскиеСербы приняли христианство в VII веке и состояли то в римской, то в греческой, а то и в охридской юрисдикциях. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, пока в IX столетии не начали свою проповедь на славянском языке святые братья Кирилл и Мефодий. Вскоре некоторые монахи сербского происхождения жили уже в различных монастырях на Святой Горе.

КоливоСпор о коливе (коливо - блюдо из вареной пшеницы с медом, изюмом и маком) разгорелся, когда монахи афонского скита святой Анны перенесли еженедельно совершаемую панихиду с субботы – уставного поминального дня – на воскресенье. Это решение и вызвало протест тех, кого прозвали коливадами...

Предлагаем вниманию читателей краткий очерк об этих вопросах, написанный архимандритом Симеоном (Гагатиком) в качестве предисловия к его переводу «Книги душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин».

Французские войска на Афоне, 1918 г.Предлагаемая вниманию читателя работа посвящена малоизвестному в России периоду истории Афона, в особенности, – влиянию на Афонскую жизнь военных катаклизмов, будораживших в то время Европу, политической борьбы Европейских государств и конфликта греческих и русских интересов. С сожалением автор констатирует, что монастыри, населявшие Святую гору, не могли остаться в стороне от политических и национальных страстей, которые порой, казалось, оттесняли на задний план в сердцах многих афонитов переживание единства в вере и братской любви.

АфонС начала 1970-х годов в Афонской Республике наблюдается не только рост населения, но и наличие признаков, свидетельствующих о ее возрождении. Разумеется, своеобразие этого общества не позволяет оценивать его только на основании стандартных статистических показателей, которые применяются по отношению к мирским сообществам. Глубина внутренней жизни человека, и в особенности монаха, находится за рамками социологических исследований. Тем не менее, и статистические данные имеют определенное значение.

KolokolЧем важен для нас Афон? Во-первых, это место, где не прекращается молитва. На Афоне живут только православные и к тому же монахи, поэтому можно с уверенностью сказать, что здесь возносится к Богу больше всего молитв в мире (если брать на единицу площади).

StarecВопрос о положении старчества вообще и русского старчества в частности в церковной традиции на первый взгляд может показаться неуместным. Неужели русское старчество периода самого своего расцвета не имело святоотеческого сознания? Неужели оно не питалось токами Предания? Сегодня мало у кого могут возникнуть такие вопросы. Однако совсем иначе смотрели на это современники описываемых событий. Вспомним, какое количество страниц посвящено именно доказательству святоотеческих корней старческого руководства, его вполне церковного характера в первых жизнеописаниях старцев Оптиной пустыни и первых теоретических работах, посвященных старчеству.

Румынский скит Иоанна ПредтечиВо 2-й пол. XIV в. начали устанавливаться тесные взаимоотношения между Валашским (Унгро-Влахийская митрополия) и Молдавским княжествами (Молдавская митрополия), с одной стороны, и Афоном - с другой. Правители княжеств и представители знатных боярских фамилий становились ктиторами афонских монастырей и скитов. Они дарили святогорским мон-рям священнические облачения и литургические сосуды, иконы и рукописные книги. На их значительные денежные вклады восстанавливались и строились монастыри, расписывались часовни и храмы. Значительная материальная помощь оказывалась таким мон-рям, как вмч. Пантелеимона, Кутлумуш, Зограф, Хиландар, Вел. Лавра, Пантократор, Кастамонит, Ксиропотам, Дохиар, Каракал, Ставроникита, Симонопетра, Эсфигмен, Ивирон и др.

GrigoriyPalamaСвятитель Григорий Палама (память которого отмечается Церковью во вторую Неделю Великого Поста) жил в период обмирщения и секуляризации Византийской империи (XIV в), во время зарождения и развития гуманизма. Это время, когда человек постепенно стал забывать о Боге и подменять Его собой. Заменив вечное временным, стойкость непостоянством, прямоту кривизной, человек утратил Истинное мерилоБога.

В это время восстал из среды Православия светоч Григорий Паламамонах Афонской горы, подвижник, не перестающий молится и постится за себя и весь мир. В посте и молитве монахи Афона видели непрестанное духовное самосовершенствование, обретение стойкости постоянства перед вызовами современного ему непостоянного мира. Его поучения о посте актуальны и в современное время, в мире колеблющемся. Пост и молитва являются маяком дающим человеку устойчивость и направление в движении к добруБогу.

Последние обновления
Архив сайта
<июнь 2021>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930