"Благоуханный цвет афонского жительства. Он признан одной из наиболее ярких фигур современного афонского монашества. Еще опишут и оценят по достоинству его богословское наследие, его церковное служение, его вклад в совершение внешней миссии, его подвиги ради Церкви и Православия, его участие в делах афонского монашества", — так охарактеризовал игумена афонского монастыря Григориат архимандрита Георгия (Капсаниса), почившего 8 июня 2014 года, митрополит Кастории Серафим (Папакостас).
Георгий Капсанис родился в Афинах в семье образованных и благочестивых родителей. С юных лет он подружился с митрополитом Лимносским, выдающимся церковным историком о. Василием Атесисом. Любовь владыки к науке и пример его благочестивой жизни вдохновили Георгия последовать по его стопам. Он с отличием окончил Богословский факультет Афинского университета, после чего продолжил свое обучение за рубежом.
Вернувшись в Афины о. Георгий преподавал в Университете на кафедре пастырского богословия и канонического права. В 1969 году он получил степень кандидата богословия после защиты диссертации «Пастырская забота Церкви о заключённых». Георгий Капсанис был одним из первых преподавателей, который рассматривал богословие исключительно как опытную святоотеческую дисциплину, полностью отвергнув схоластический позитивизм.
По словам одного из учеников о. Георгия, митрополита Фиотидского Николая, — “другие преподаватели давали нам только сухие знания, а Георгий Капсанис погрузил нас в литургический и церковный опыт, за что все студенты были ему очень благодарны”.
Параллельно с преподавательской деятельностью Георгий Капсанис основал общество «Пантократор» в одном из районов города Афины. Он организовывал различные духовно-просветительские мероприятия, богословские конференции, лекции для юношества.
К 1970 году отец Георгий практически закончил написание докторской диссертации «Пастырское служение по священным канонам». Перед ним открылись перспективы блестящей научной карьеры, однако мирская слава не привлекала талантливого ученного.
В 1972 году Афинский архиепископ Иероним предложил известным ученым-богословам стать священнослужителями и потрудиться на благо Православной Церкви. Одним из первых на этот призыв откликнулся монахолюбивый и благочестивый преподаватель Университета Георгий Капсанис.
Вспоминает близкий друг Георгия Капсаниса митрополит Навпактский Иерофей (Влахос): “Однажды он сказал мне, что принял решение стать священником под впечатлением от разговора с иностранным ученным, который удивился, как мирянин может заниматься вопросами пастырского богословия”.
Осенью 1972 года отец Георгий был пострижен в монахи Афинским архиепископом в монастыре Успения Пресвятой Богородицы Пендели. В воскресение второй недели Великого Поста был рукоположен во диакона, а затем в Лазареву Субботу пресвитера.
Вскоре были пострижены в монашество духовные чада о. Георгия Капасаниса — отец Паисий из Козани и отец Мелетий из города Лариса (ныне епископ Катангский (Александрийская Православная Церковь)).
По приглашению митрополита Халкидского Николая в конце 1972 г. о.Георгий отправился на остров Эвбея, где принял на себя труды по возрождению знаменитого в прошлом монастыря святого Георгия Армас.
Вскоре он получил сан архимандрита, а 8 апреля 1973 г. состоялось его игуменское поставление. Годы пребывания о. Георгия на Эвбее стали периодом настоящего духовного расцвета для острова. Монастырь Святого Георгия Армас не только возродился из руин, но и стал крупнейшим просветительским и литургическим центром. На богослужения в обители стекалась молодежь со всей Греции, множество нецерковных людей после беседы с отцом Георгием обратились ко Христу. Были построены новые братские корпуса и отреставрирован соборный храм Армасского монастыря.
Отец Георгий подобрал братию из шести монахов: Павла (ныне митрополита Сиатисты), Панарета, Мелетия, Тимофея, Нектария, Симеона, Никодима и Григория.
8 июля 1974 году монашеская община отца Георгия в полном составе переселилась на Святую Гору Афон. Через несколько дней братия пригласила их в монастырь Григориат, 26 июля того же года архимандрит Георгий был избран игуменом этой обители.
Вспоминает митрополит Иерофей (Влахос): «В 1970 годы наблюдался массовый приход монашеских братств из Элладской Церкви на Святую Гору. В связи с этим некоторые пожилые монахи опасались возможного обмирщения Афона. Однако, отец Ефрем Филофейский сказал мне, что не боится за отца Георгия. Он выразил уверенность, что тот легко приспособиться к Святой Горе, так как обладает смиренным духом и не боится советоваться с опытными монахами и игуменами».
Трудами отца Георгия Григориат из небольшой угасающей обители превратился в образцовый монастырь и один из главных духовных центров православного мира.
Григориат начал вести активную издательскую деятельность. Особую популярность у читателей получили труды самого отца Георгия. Они были переведены и изданы в десятках стран, приведя множество людей к Православию.
На русский язык переведен один из важнейших трудов о. Георгия «Пастырское служение по священным канонам» (М: Святая Гора, 2006). Этот основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывает и обосновывает необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами. По словам профессора Канонического права Константина Муратидиса “Пастырское служение” — это уникальное произведение, “зрелый духовный плод” и “важнейший вклад в сокровищницу православной мысли”. Владыка Иерофей (Влахос) признается, что “прибегает к этой книге всякий раз когда сталкивается с пастырскими и каноническими затруднениями”.
С середины 1970-х годов братия Григориата под руководством игумена Георгия осуществляла миссионерскую деятельность в Колвези (Заир, с 1997 Демократическая Республика Конго). Был построен интернат для мальчиков, открыто 55 приходов, крещено более 2000 коренных африканцев.
Особое попечение отец Георгий оказывал наркозависимым молодым людям. В Григориате была создана специальная реабилитационная программа, благодаря которой от наркотической зависимости избавились сотни молодых людей.
Отец Георгий окормлял несколько женских монастырей, духовно руководил сестрами и оказывал им материальную поддержку.
С 1996 года стал выходить ежегодный журнал «Преподобный Григорий», в котором публиковались проповеди игумена, исторические и агиографические статьи, материалы по таким проблемам, как экуменизм, глобализация, экспансивная политика США. Отец Георгий сотрудничал и с другими изданиями (в частности, популярным журналом “Паракатафики”).
Перу Георгия Капсаниса принадлежат десятки произведений, вошедших в золотой фонд православной книжности: «Опыт познания благодати Божией, «Подвиг во Христе в наше время отступничества от Бога», «Православие и гуманизм — православие и папизм», «Крест Христов и его значение в нашей жизни», «Молитва Господня», «Православное монашество и Святая Гора», «Вопросы экклезиологии и пастырства», «Бог явился во плоти: Рождественские проповеди», «Евхаристическая жизнь», «Воскресение Христово видевше», «Святой Григорий Палама — учитель обожения», «Кризис богословия и экуменизм в Америке».
Наибольшую известность приобрел труд о. Георгия «Обожение как смысл человеческой жизни». Под впечатлением от прочтения этой книги в Православие обратилось множество людей.
Монастырь Григориат трудами о. Георгия Капсаниса стал настоящим центром подготовки православных богословов и церковных писателей. Защитниками Православного Предания стали многие ученики старца Георгия. Они регулярно выступают перед мирянами, издают духовно-просветительскую литературу.
Отец Георгий пользовался огромным авторитетом в догматических вопросах. Его критическая позиция относительно экуменического диалога, католического богословия, еретических течений была лишена поверхностности и тенденциозности. Все труды отца Георгия (от небольших статей до фундаментальных исследований) были построены на богатой источниковой базе и буквально обезоруживали оппонентов.
По словам митрополита Фиотидского Николая “Георгий Капсанис твердо и непреклонно защищал Православное Предание, но никогда не был фанатиком. Все свои мысли он просеивал через сито Умной молитвы, очищения в Святых таинствах, преображения души и ума через участие в Божественной Литургии”.
Все кто близко знал отца Георгия отмечают такие его личные качества, как безграничная и нелицемерная любовь, детская прямота и незлобие.
13 февраля 2014 года архимандрит Георгий оставил пост игумена монастыря по состоянию здоровья. 8 июня 2014 отошел ко Господу.
Митрополит Иерофей (Влахос) называет отца Георгия «вселенским учителем, который сочетал святогорский и монашеский опыт с мудростью и рассуждением». По словам владыки Иерофея, для тех, кто имел счастье познакомиться с отцом Георгием он был «отцом, братом, учителем советником, сподвижником, другом, поддержкой, увещанием, утешением и радостью». Старец Георгий «жаждал Небесного града, жил ради Царствия Небесного… главной его заботой было благо Православной Церкви, служению которой он посвятил всю свою жизнь».
Одно из последних интервью старца, данное им до обострения тяжелой болезни
— Святая Гора Афон — один из главных форпостов православия. Что служит этому причиной?
— Уже в течении полутора тысяч лет на Святой Горе хранится православная вера и православный образ жизни. Православие и как религия и как жизнь всегда богоцентрично. Его центр — Богочеловек, а не обособившийся человек, поставивший себя и свое «я» в центр мироздания. Обособившийся человек игнорирует смирение, покаяние и молитву. На Афоне, напротив, подвизаются в смирении, покаянии, молитве и участии в таинствах. Эти добродетели привлекают Благодать Божию. Именно поэтому Святая Гора излучает Божественную благодать через кающихся и смиряющихся иноков.
— Почему молодые, успешные и образованные люди становятся монахами?
— Человек прежде всего «существо богословское» или, как пишет святитель Григорий Богослов, «живое существо… через стремление к Богу достигающее обожения» (Григорий Богослов. Слово 38 На Богоявление или на Рождество Спасителя. PG 36, 324 Α). Человек никогда не найдет покоя и умиротворения, если не встретится и не соединится со своим архетипом — Христом. Жажда быть вместе с Богом, любовь к Нему приводит некоторых христиан в монашество.
— Геронда, насколько в повседневной жизни монастыря ощутимо присутствие Богородицы и святых?
— Жизнь не только монаха, но и каждого христианина, это всегда общение с Богом Живым, Пресвятой Богородицей и святыми. Это общение — часть каждодневной жизни афонского монаха. Монах часто (а в некоторых случаях непрестанно) говорит со Христом посредством умной сердечной молитвы «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя». В течение суточного круга богослужений читаются многие богородичные службы (каноны, Акафист). Службы святым читаются ежедневно без сокращений, читаются их труды и жития во время трапезы. В сочетании с фресками и иконами, которые украшают обители, все это в совокупности дает возможность переживать таинство Церкви как таинство богочеловеческого общения.
— Влияет ли на жизнь святогорцев присутствие многочисленных паломников и проводимые масштабные реставрационные работы. Видите ли Вы опасность обмирщения?
— Действительно, существует угроза исихастскому характеру жизни монахов. Но так как иноки не прекращают своего ежедневного участия в многочасовых богослужениях, не оставляют келейного правила, эта опасность минимизируется.
— Если бы перед Вами оказалась группа молодых людей, на что бы Вы обратили бы их внимание, к чему бы призвали стремиться и чего опасаться?
— Я бы обратился к ним словами одного из древних Отцов Церкви: «Люби и делай что хочешь». Если ты по-настоящему любишь — не сделаешь ничего, что огорчит Бога и твоих ближних. Все заповеди Христовы заключены в заповеди любви. Истинная свобода — это свобода любви, а не свобода эгоизма. Я по-настоящему свободен, когда делаю то, что предписывает любовь, а не то, к чему меня влекут эгоизм и другие страсти.
— Мы, как чада Церкви, когда должны говорить, а в каких случаях промолчать?
— Вы задали серьезный вопрос, который каждый из нас должен обратить к собственному духовнику. Согласно Святым Отцам рассуждение — вершина всех добродетелей. Оно словно компас указывает нам, когда и что надо сказать. Рассуждение — дар Святого Духа. Оно дается наиболее зрелым и совершенным христианам.
— Послушание только для монахов или для всех христиан? Где и когда его необходимо проявить?
— Послушание — путь спасения и совершенствования для всех христиан. Великий афонский святой равноапостольный Косма Этолийский советует не только женам слушаться своих мужей, но и мужьям своих жен, когда их советы не противоречат Воле Божией. Послушанием мы побеждаем свой эгоизм и становимся способными к боголюбию и человеколюбию, становясь людьми Божиими.
Источники: agionoros.ru, pravoslavie.ru