Св. праведный Николай КавасилаОн смог показать, что обожение и единение со Христом являются целью каждого христианина, а не только монахов, отрешившихся от мира и его забот.

Николай Кавасила родился около 1320 года в Фессалониках в аристократической семье. Представители его рода играли видную роль в церковной и политической жизни Византии начиная с XI столетия. Его мать была сестрой трех архиереев, из которых наиболее известен Нил Кавасила, учитель будущего светильника Церкви, архиепископ Фессалоникийский в 1361-1363 годах, автор ряда полемических сочинений против латинян.

В 1335-1340 годах Николай Кавасила обучался в Константинополе. Помимо грамматики, риторики и философии, изучал естественные науки, особый интерес проявил к астрономии.

Источники свидетельствуют, что уже в 30-х годах Николай Кавасила находился в тесной связи с исихастским движением. Его духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного Григория Синаита и будущий Константинопольский Патриарх Исидор Бухир, которому святой Григорий дал следующий характерный совет: "жить не в пустынях и не в горах... но в миру, (чтобы окормлять) тех, кто и там живет по - монашески и киновийно". Эти слова в сопоставлении с некоторыми текстами Кавасилы указывают на традицию лаического (мирского, принадлежащего не монашескому, но церковному сознанию) исихазма.

Начиная с 1341 года Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизни. На протяжении многих лет он был другом и советником императора Иоанна Кантакузина, поддерживал его во время гражданской войны, с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами в августе 1345 года.

В сентябре 1347 г. он был в числе сопровождавших новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. Но народ отверг своего пастыря. Святитель Григорий вместе с Кавасилой удалились на Афон, где прожили год в безмолвии и молитве.

Как свидетельствуют источники, Кавасила и его друг Дмитрий Хидонис знали от самого императора о его намерении удалиться в монастырь святого Маманта (1349 г.) и собрались последовать за ним. Кантакузин характеризует их как мужей, получивших высшую мудрость, равно и философами на деле, ведущих разумную безбрачную жизнь, то есть являющих собой род "мирского аскета", образованного и мудрого мужа, стремящегося сочетать христианский аскетизм с высоким литературным, научным и философским творчеством.

Твердой православной позиции придерживался Кавасила во время и после Влахернского Собора 1351 года, осудившего антипаламитов. О его высоком авторитете у современников свидетельствует следующий факт. В 1353 году оказался вдовствующим патриарший престол Константинополя. Собор в числе трех кандидатов, предложенных императору, назвал и мирянина Кавасилу. Мирянином он, очевидно, оставался до конца жизни, по крайней мере ни один из дошедших до нас источников не говорит о принятии Кавасилой монашеского пострига или священного сана. (Приписывание же ему достоинства Фессалоникийского архиепископа основано на историческом недоразумении.)

В 1354 году св. Николай приветствовал блестящей речью коронование соправителя Матфея Кантакузина. Но вскоре с помощью генуэзских наемников власть вернул себе Иоанн Палеолог, а Иоанн Кантакузин вынужден был отречься от престола и принять постриг с именем Иоасаф.

С этого времени св. Николай отошел от общественной жизни и предался размышлениям о таинстве Христа, пребывающего в Церкви. В этот длительный период удаления от дел, за исключением двухлетнего пребывания в Фессалонике, он жил в Константинополе, часто посещая монастыри Манганский, Ксанфопулов и Студийский. Св. Николай приобрел славу человека, достигшего вершин добродетели, и многие высокопоставленные лица, включая самого императора Мануила Палеолога, просили его советов и считали своим духовным отцом.

Св. праведный Николай Кавасила

Тем не менее святой старался не вмешиваться снова в мирские треволнения, предпочитал жить в тишине и работать над двумя крупнейшими сочинениями: «Объяснение Божественной литургии» и «Жизнь во Христе», которые свидетельствуют о его святости и по праву считаются шедеврами христианской литературы.

В трактате «Жизнь во Христе» св. Николай показывает, что каждый христианин в святых Таинствах крещения, миропомазания и причащения получает истинное существование, движение и жизнь. Он возрастает духом посредством святых добродетелей и осознает, что Сам Христос посредством Святого Духа обитает и возрастает в нем, вплоть до достижения совершенного единства с Богом. Воплощение Христово есть основание всей духовной жизни, ибо, соединив то, что было разделено, оно сделало возможным причастие тварного нетварному, своего рода «смешение» тварного и нетварного. Св. Николай говорит, что эта жизнь во Христе начинается здесь, но исполняется в Вечном Царстве, которое таким образом становится доступным для нас уже сейчас, в Церкви. В Таинствах Христос изливается на каждого из Ее членов и соединяется с ним, как свет, проникающий в помещение через окна. Здесь Сын Божий исполняет великое Таинство Своего брачного союза с человеком, вводя бессмертную вечную жизнь в его смертное и подверженное движению жизни тело.

Однако это присутствие Господа в нас становится действенным, только если мы сотрудничаем с Ним (синергия), если мы свободно отвечаем на этот дар Божий. Единственное, что для этого нужно, — бдительно хранить полученную благодать, словно факел, зажженный в ожидании возвращения Жениха. Следовательно, духовная жизнь христианина состоит в том, чтобы охранять свое тело и чувства, с которыми соединен Христос, и думать о той чести, которую Он нам оказал. Поистине никто не сможет склониться ко злу, если осознает, сколь чрезмерна любовь, которой возлюбил нас Христос, принеся Себя в Жертву на Кресте ради того, чтобы сделать из нас Свой храм и Свое Тело. Для человека, осознавшего это, Господь становится Единственным желанным. Тогда этот человек стяжает ум Христов (1 Кор 2,16), и исполнение заповедей для него станет легким. Возрастая в святых добродетелях, он полностью отождествит свою волю с волей Спасителя и будет радоваться только тому, что радует Христа, и печалиться только о том, что Его печалит. Тогда Божественная любовь станет их общей жизнью и сделает человека причастником Божественной природы Богочеловека.

Это обожение есть конечная цель и предназначение человека. По мысли св. Николая Кавасилы, совершенный образ обожения нам явила Богородица. Благодаря красоте Ее ду­ши и Ее воле, полностью подчиненной Божественному предначертанию, Святой Дух вошел в Нее, чтобы от Нее родился Спаситель[1].

Св. Николай Кавасила пошел не по тому же пути, что свт. Григорий Палама. Будучи гуманистом по образованию и исихастом по призванию, он смог показать, что обожение и единение со Христом являются целью каждого христианина, а не только монахов, отрешившихся от мира и его забот.

Св. Николай почил в мире между 1391 и 1397 гг. О его последних днях ничего не известно. Преобразив то положительное, что было в гуманистической культуре его времени, и став учителем жизни в Таинствах, святой Николай по праву занял место в лике святых отцов Православной Церкви, что и было ознаменовано введением дня его памяти[2]

 

Использованная литература:

1. Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица / Предисловие - прот. Максим Козлов. М.: Храм святой мученицы Татианы. 2002.

2. Макарий Симонопетрский, иеромон. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. Пер. с франц. Т.5. М.: Сретенский монастырь, 2011. С. 699-704.

 


[1] Беседа на Благовещение // РО 19, 134.

[2] Его почитание установлено Константинопольским Патриархатом в 1982 г. по инициативе митрополита Солунского.

Смотри также

Настоятель Ильинского скита на Афоне и строитель афонского подворья в Одессе: прп. Гавриил Афонский. День памяти - 22 июля
Отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость — все …
15 фактов из жизни преподобного Антония Печерского
23 июля Церковь чтит память отца русских монахов преподобного Антония Печерского. Православный портал «АФОНИТ.ИНФО» подготовил 15 фактов об этом святом.
20 фактов из жизни преподобного Афанасия Афонского
18 июля Церковь чтит память основателя первого и главного афонского монастыря — Великой Лавры, — преподобного Афанасия Афонского.  Православный портал …
Афонский мученик, с радостью бежавший к месту казни: Святой Киприан Новый. День памяти - 18 июля
Удивительное зрелище являл собой приговоренный к смер­ти: он бежал впереди палача к месту казни. …
Старец Софроний (Сахаров) на Карулях
— Случается, — как он мне сказал, — что невозможно из-за
 сильного ветра удержаться на ногах прямым. Море здесь особо
 …
Афонский монах, принявший мусульманство и раскаявшийся — прпмч Прокопий. День памяти — 8 июля
Как он ушел из мона­стыря подобно татю, ни с кем не посоветовавшись и ни у ко­го не взяв благословения, не …
Христа ради юродивый прп. Савва Ватопедский. День памяти - 28 июня
Как он поведал позже ученику, этот путь добровольной смерти для мира через юродство полезен лишь для тех, кто умеет, при …
Афонский монах, сербский патриарх святитель Ефрем. День памяти - 28 июня
3 октября 1375 г., после примирения Сербской и Константинопольской Церквей, сербские епископы со­брались в городе Пече и выбрали патриархом святого …
Схимонах Петр «Петракис» Катунакиот. День памяти - 25 июня
Перед тем, как он преподал мне свои наставления, я говорил с ним о трудностях, с которыми мне приходилось сталкиваться на …
Святые Агапий и Никодим, экономы Ватопедские. День памяти 18 июня
Когда преподобные Геннадий, Агапий и Никодим вошли в кладовую, то увидели, что сосуд не только наполнен маслом, а оно истекает …