Андреевский скит на АфонеБожия Матерь взяла на Себя заботу о новой обители и Сама стала ее собирательницей. И Её сборы были настолько обильными, что к началу ХХ века русский Свято-Андреевский скит не только намного превысил по численности свой монастырь Ватопед, но и получил самый большой на Балканах собор, посвящённый просветителю Руси святому Андрею Первозванному.

Андреевский скит на АфонеПредлагаем нашим читателям предоставленную автором главу из его книги «Русские на Афоне», посвященную насельникам русского Андреевского скита на на Святой Горе Афон. Печатается с согласия автора.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь«На Афон я зван был давно. Конечно, не с самого Афона, приглашения оттуда никому не рассылаются, а всем тем, что слышал и читал я о нем со времен молодости». Так начинает свой очерк «На Афоне» (2005) писатель В.Г. Распутин.

В связи с подготовкой к празднованию 1000-летия древнерусского монашества на Святой Горе Афон публикуем отрывки из очерка писателя.

Андреевский скит на АфонеВ самом центре Афона, близ так называемой святогорской столицы – Кареи, возвышается гигантский собор, своими размерами и архитектурой немного выпадающий из общего афонского стиля. Он виден уже издалека, как только дорога, ведущая от пристани Дафни, начинает спускаться вниз. Внешне он напоминает богатыря, охраняющего афонскую землю, который для своего поста нашёл небольшую ровную площадку среди Афонских скал и холмов. «Это Андреевский скит, чудный вид которого открылся перед нами почти с половины пути, с его красивыми постройками. Блестящая будущность ожидает эту святую обитель. Этот единственный на Афоне русский в полном смысле слова, питомник иноческий в течение каких-либо 40 лет разросся так широко, что пустил свои отрасли и в России, где его учреждения приносят немалую пользу благочестивому русскому народу, особенно в Одессе…» [ 1 ]. История этой обители не может не тронуть русского сердца.

Салоники ГрецияКазалось бы, не святогорское это дело – окормлять мирские приходы. Но бывает и такое.

В Петрограде, например, в лютую пору гонений, иноки афонского Андреевского подворья создали – дабы избежать закрытия – «двадцатку» из преданных мирян. Впрочем, властей это не смягчило, и подворье таки разгромили.

Совсем иная история, но тоже связанная с экстремальными обстоятельствами, произошла в Салониках.

Русское Афонское подворье в Константинополе (Стамбуле)Нынешняя территория Турции когда-то принадлежала Византийской империи, а затем мусульманской Османской империи, где тем не менее сохранялся православный Вселенский Константинопольский Патриархат с резиденцией Патриарха. Деятельность Русской Православной Церкви на этой земле имеет почти трехвековую историю. Только в Константинополе (Стамбуле) и окрестностях к началу XX в. существовало 7 русских храмов, в том числе 3 – при подворьях русских обителей Святой Горы Афон.

Антоний Печерский на АфонеРусь связана со Святою Горою непосредственным духовным родством, поскольку русская монашеская традиция является летораслью или отростком святогорского монашества, пересаженным на русскую землю Божией, а не человеческой рукою. В силу этого духовного родства Русь искони́ имела пристанище, богодарованный уголок в Уделе Пречистой Девы Богородицы – русскую обитель, которую видимо хранил на протяжении веков Промысл Божий, судивший и определивший быть ей достоянием и отчиною наших соотечественников, ищущих спасения на Святой Горе.

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырьПоявление на Афоне «русских» монахов относится к древнейшему периоду истории Св. Горы. Под одним из актов Вел. Лавры (февр. 1016) стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса» (Γερασιμος μ(ονα)χ(ος) ελε(ῳ) θ(εο)ῦ πρεσβυτερος κ(αι) ηγουμενος μονις του Ρôς - Actes de Lavra. T. 1. N 19). Греч. подпись «русского» (του Ρους) мон. Кириака стоит под одним из актов мон-ря Ксиропотам 1081 г. (Actes de Xéropotamou. N 6. P. 64). По сообщению ПВЛ, Св. Гору посетил прп. Антоний Печерский, к-рый был там пострижен в монашество и отправлен (по одним данным в 1013 г., по другим – в 1051 г.) обратно в Киев с благословением и пророчеством о том, что от него «мнози черньци имут быти» на Руси (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 156). По позднему афонскому преданию, прп. Антоний подвизался на Св. Горе в пещере близ Эсфигмена (храм над ней во имя прп. Антония Печерского сооружен в 1849, на Афоне прп. Антония именуют Эсфигменским).

Антоний Печерский на АфонеЗарождение русско-афонских связей относится к начальной истории русского монашества. Вернувшись с Афона на Русь, прп. Антоний Печерский поселился близ Берестова (в окрестностях Киева), и вскоре вокруг него собралась монашеская община. Строй ее жизни, по-видимому, сложился на тех уставных принципах, которые преподобный наблюдал в афонских монастырях. Предание о благословении от Св. Горы, принятом через прп. Антония «матерью монастырей русских» - Печерской обителью, отразилось в ПВЛ и в Киево-Печерском патерике.

141XVIII век стал временем упадка монашеской жизни на Св. Горе. Причиной тому были русско-турецкие войны и ухудшение отношения турецких властей к православному монашеству, прежде всего к славянскому, сочувствовавшему России. В 1705 г. К-польским Патриархом Гавриилом III Пантелеимонов монастырь, к нач. XVIII в. совершенно запустевший, вновь был передан русским инокам во главе с архим. Варлаамом, одновременно облегчалось пребывание на Св. Горе русским «приходящим странникам... хотящим тамо быти».

Последние обновления
Архив сайта
<март 2024>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031