Начало организованного монашества на Святой Горе Афон и возникновение певческой византийской нотации совпали во времени, оба они имеют более чем тысячелетнюю непрерывную и параллельно развивающуюся историю. Церковное пение, более других изящных искусств являясь «одеянием слова», было и остается на Св. Горе звуковым выражением духовного общения монахов с Богом и Его святыми.
В библиотеках 20 монастырей 6 или 7 из 12 скитов и мн. келлий Св. Горы хранится ок. 3 тыс. муз. рукописей визант. и поствизант. периодов, что составляет чуть менее 1/3 всех известных в мире кодексов визант. певч. искусства (не считая довольно значительного круга рукописей, увезенных с Афона в то или иное время).
Стихирарь с палеовизант. «шартрской» нотацией. Кон. X — нач. XI в. (Cod. Paul. 102/A. Fol. 5v)
На Св. Горе находится бо́льшая часть древнейших визант. певч. рукописей X-XI вв. Число афонских муз. кодексов палеологовского периода (XIV-XV вв.) более чем вдвое превышает число рукописей того же периода, хранящихся за пределами Св. Горы. Количество афонских кодексов XVII-XVIII вв., к-рые были созданы и хранятся до наст. времени на Св. Горе, вдвое превосходит собрание кодексов визант. периода. К XIX и XX вв. относится множество хранящихся здесь рукописей, большая часть к-рых переписана афонскими писцами.
За весь период непрерывной певч. традиции на А. в разное время и при разных обителях были созданы многочисленные скриптории. Муз. рукописи, созданные на Св. Горе или принесенные туда извне, покрывают весь спектр церковного муз. творчества визант. традиции с его видовым и жанровым разнообразием. Это Ирмологии, Стихирари, Доксастарии, Матиматарии, Кратиматарии, Пападики и Анфологии, Кондакари, сборники богородичных песнопений под названием «Акафист» (̓Ακάθιστος ὕμνος), теоретические трактаты и др., смешанные, кодексы с различными названиями, созданные на основе вышеперечисленных. Наиболее значительные собрания муз. манускриптов сохранилисьв б-ках мон-рей: Иверского (400), Ватопеда (около 350), Вел. Лавры (ок. 300), Пантелеимонова (190), Хиландара (130), Ксиропотама (138), Дохиара (125), Св. Павла (117), Кутлумуша (98), Ксенофонта (96), Дионисиата (96). Число певч. кодексов, хранящихся в др. обителях и скитах колеблется от 15 до 90.
Афонское муз. творчество, представляя собой анонимное певч. предание, характеризуется в соответствующих примечаниях на полях кодексов как «святогорское», «ватопедское», «иверское», «дионисиево», «как поется во Святой и Великой Лавре», «святогорское - церковное», «по напеву Святой Горы Афонской» и др. Дошедших до нас имен афонских мелургов - «древних и новых», «бóльших и меньших», прославленных или менее известных - ок. 80. В это число не включены румын. мелотворцы, гл. обр. XIX в., муз. обработки к-рых содержатся в кодексах мон-рей Св. Павла и Ставроникита, т. к. неизвестно доподлинно, жили они на Св. Горе или нет.
Из плеяды известных нам святогорских мелургов визант. эпохи 4 имени являются предметом гордости Вел. Лавры св. Афанасия: прп. Иоанн Кукузель и доместик Григорий Гликис, доместики Варфоломей и Анфим. В Ватопедском мон-ре творили иером. Лонгин и доместик Иоасаф (Iver. 974. Fol. 456, 1-я пол. XV в.). Дополняют этот список Косма «со Святой Горы», имя к-рого засвидетельствовано в рукописях XIV в. (Cutl. 399. Fol. 118, сер. XIV в.) и известный дидаскал церковного пения иером. Григорий Бунис Алиат, нек-рое время живший на А.
Большой исон прп. Иоанна Кукузеля в Анфологии Пападики. Ок. 1800 г. (Cod. Iver. 981. Р. 1)
Из более поздних, поствизант. мелургов многие известны как Агиориты, однако более точная локализация их деятельности пока невозможна. Это иером.
Анатолий (Xeropot. 287. Fol. 369, 1724 г.),
Гавриил (Cutl. 423. Fol. 108, 1796 г.; Paul. 15. P. 704, 1814 г.), иером.
Григорий (Doch. 363. Fol. 344v, 2-я пол. XVIII в.), иером.
Герасим (Iver. 1156 et 1161, 1-я пол. XVII в.- автографы; Xeropot. 271. Fol. 11, 1-я пол. XVII в.; Iver. 980. Fol. 187, ок. 1680 г.), мон.
Дамаскин Аграфорендиниот (известны его автографы посл. четв. XVIII - нач. XIX в.), иером.
Даниил Фессалиец (Iver. 967. Fol. 159, 1-я пол. XVIII в.), мон.
Давид (Doch. 385. Fol. 88, 1774 г.), мон.
Феодул (Doch. 307. Fol. 81v; Doch. 353. Fol. 60), мон.
Феодул Энит (Xeropot. 325. Fol. 129v et 132, сер. XVIII в.), иером.
Игнатий Тасосский (Θασίτης; Stauronik. 234. Fol. 268, сер. XVIII в.), иером.
Каллист (1-я пол. XVIII в.; Paul. 11. P. 430, 1712 г.),
Климент Лесбосский, или Митилинский (1-я пол. XVII в.),
Корнилий (Xenoph. 123. P. 153, 2-я пол. XVIII в.), иером.
Макарий Верриот (2-я пол. XVIII в.; Xenoph. 305. Fol. 230),
Нектарий Митилинский Гриманис (1-я пол. XVIII в.; Xenoph. 114. Fol. 204), мон.
Паисий из Гана (ἐκ Γάνου; автографы - Doch. 305, 1754 г. и Doch. 332, 1760, 1764 гг.).
Пападики письма мон. Дамаскина Аграфорендиниота. 1789 г. (Cod. Xeropot. 309. Fol. 23)
Ряд мелургов известен по принадлежности к тому или иному из святогорских мон-рей. В Вел. Лавре это иером.
Лука (Iver. 993. Fol. 92v, 2-я пол. XVII в.), проигумен
Серафим (автограф - Iver. 1025. Fol. 227, 1773 г. и Laur. Θ. 154), проигумен
Софроний «из области Мадита» (автограф - Paul. 34. Fol. 328, 1820 г.), иером.
Паисий (Xeropot. 273. Fol. 23, XVI в.). В Ватопедском мон-ре прославились иером.
Арсений Малый (Iver. 1061. Fol. 290, нач. XVII в.),
Иоасаф, прозванный Новым Кукузелем (кон. XVI - нач. XVII в.), иером.
Дамиан (2-я пол. XVII в.; автограф - Karakall. 234, 1685 г.),
Матфей Ватопедский, он же Мелетий Эфесский (1-я пол. XIX в.). С Иверским мон-рем связаны имена доместика
Панкратия (Iver. 1184. Fol. 55v, 1-я пол. XVII в.: «Панкратия монаха из великого монастыря Иверцев»), доместика
Космы Македонца (2-я пол. XVII в.), иером.
Афанасия (кон. XVII - нач. XVIII в.),
Синесия Митилинского (автограф - Cutl. 421. Fol. 441, кон. XVIII в.). Из мелургов мон-ря Дохиар известны мон.
Косма и иером.
Николай (оба - 1-я пол. XIX в.), мон-ря Дионисиат - иером.
Иоасаф (1-я пол. XIX в.). Выдающимися мелургами в Пантократорском мон-ре были
Дамаскин Фессалиец (Doch. 376. Fol. 215, сер. XVIII в.; Xenoph. 137. Fol. 292), мон.
Феофан, «истолкователь» (ἐξεγητής; 1-я пол. XIX в.; автограф - Pantel. 1004. Fol. 42v, 10-е гг. XIX в.).
Анастасиматарий-Анфология письма доместика Космы Македонца. 1687 г. (Cod. Pantel. 919. Fol. 1)
При рассмотрении афонского муз. творчества можно выделить 4 наиболее важных аспекта: 1. Вклад святогорских дидаскалов в теорию певч. искусства: на Св. Горе сохранилось не только множество списков «Протеории пападического искусства», различающихся между собой, но и мн. др. известные теоретические сочинения визант. и поствизант. периодов. Среди них - труды по теории церковного пения, а именно «методы расстановки знаков» (αἱ μέθοδοι τῶν θέσεων τῶν σημαδίων) святогорцев прп. Иоанна Кукузеля и Григория Буниса Алиата. В сер. XVIII в. певч. теорией занимался Феодул Энит. 2. На протяжении т. н. переходного периода в истории визант. нотации (1670-1814) мн. афонские дидаскалы занимались созданием аналитической записи сочинений предшествовавших им по времени мелургов. После введения аналитической нотации
нового метода (1-я пол. XIX в.) над ее «истолкованием» (ἐζήγησης) трудились гл. обр. святогорские дидаскалы: Феофан Пантократорин, Матфей Ватопедский, Иоасаф Дионисиат, Николай, Никифор и Косма Дохиариты. 3. Запись народных песен, являющаяся первым письменным свидетельством греч. внецерковной музыки. Только в афонских муз. рукописях благодаря образованным афонским монахам сохранились уникальные примеры народных песен, зафиксированные визант. нотацией. Рукопись Iver. 1189 (1562 г.) содержит древнейшую запись мелизматически распетой песни. 13 песен, найденных в рукописи Iver. 1203 (ок. 1700 г.), и 3 песни из рукописи Xeropot. 262 (нач. XVII в.) служат надежным основанием для изучения греч. народной песенной традиции. Кодекс Vatop. 1428 Никифора Кантуниари («архимандрита Антиохийского престола»), датированный 1815 г., является наиболее полным собранием внецерковных, в основном городских, песен разного рода. 4. Традиция создания жанровых певч. книг с творениями афонских мелургов: «согласно стилю Святой Горы» составлены Ирмологий Иоасафа Ватопедского (кон. XVI в.), Ирмологий и Стихирарь доместика Космы Македонца (2-я пол. XVII в.), Доксастарий стихир на стиховне (Δοξαστάταριον τῶν ἀποστίχων) Матфея Ватопедского и
Прологарий (Προλογάριον) Иоасафа Дионисиата (1-я пол. XIX в.).
Монахи на клиросе (мон-рь Ксенофонт)
С давних пор на Св. Горе литургическое пение является одним из любимейших занятий монахов. Монастырские Типиконы предусматривают смену певчих у аналоя и соучастие всей братии в певч. служении, несмотря на то что не все обладают даром «прекраснопения» (καλλιφωνία). Такое соучастие является упражнением (ἄσκηση), приносящим свои плоды. Одаренные монахи посвящают себя певч. искусству и достигают в нем совершенства, др. же упражняются и обучаются музыке ежедневно на протяжении всей жизни, приобретая со временем хорошие певч. навыки. Т. о., мон-ри Св. Горы благодаря их живой и непрерывающейся традиции являются наилучшей школой церковного пения.
На А. от 40 до 50 раз в году совершаются торжественные службы, состоящие из всенощного бдения (вечерня, утреня, 1-й час) и присоединенных к нему 3-го и 6-го часов, водоосвящения и Божественной литургии. Во время такой службы, продолжающейся не менее 12 ч., звучат различные типы песнопений, являющихся обработками визант. (XIV-XV вв.) и поствизант. (XVII-XIX вв.) мелургов и представляющих разнообразные стили певч. искусства. Это медленные или пространные (ἀργά) песнопения собственно визант. традиции, с мелосом пападической (см. Пападики) разновидности, к-рым распеты неизменяемые песнопения, гл. обр. псалмовые стихи: аниксандарии, кекрагарии (см. Господи, воззвах), полиелеи, пасапноарии (хвалитны), Трисвятое, херувимские песни, причастны и др., и с мелосом стихирарной (см. Стихирарь) разновидности: самогласны, подобны и славники, а также песнопения, мелос к-рых относится к т. н. матиматарной (см. Матиматарий) разновидности, напр., песнопение «Богородице Дево», украшенное кратимами - слогами-вставками «τεριρεμ», «τενενα», «τοοτα», «τιτιτι». Значение живой монастырской певч. традиции А. состоит в сохранении визант. и поствизант. наследия в едином, неразрывном виде.
В каждом мон-ре имеются свои прекрасные певчие (псалты). В наст. время выделяются хоры мон-рей: Ватопед, Симонопетра, Дионисиат, Ксиропотам, Дохиар и Иверского. С завидной последовательностью певч. искусство культивируется и в скитах Св. Горы. Славятся также братства псалтов прор. Даниила (Δανιηλαῖοι) и ап. Фомы (Θωμάδοι) или Золотых дел мастеров (Χρυσοχόοι, по профессиональной принадлежности его членов) в Катунакии, а также Карцонеев (Καρτσωναῖοι, в честь основателя - Пантелеимона Карцонеоса) в скиту св. Анны. Своим «прекраснопением» и прилежанием к занятиям певч. искусством выделяются и нек-рые монахи-келлиоты.
Лит.: Στάθης Γ. Θ. ῾Η καταλογράφησις τῶν χειρογράφων Βυζαντινῆς Μουσικῆς τοῦ ῾Αγίου ̀ρδβλθυοτεΟρους καὶ τὰ ἐξ αὐτῆς προκύπτοντα ἄμεσα ὀφέλη // ̓Εκκλησία. 1972. Τ. 49. Σ. 626-629, 694-698; 1973. Τ. 50. Σ. 50-53; idem. Χειρόγραφα. Τ. 1-3; idem. ῾Αγιορειτικὴ Μελουργία, Κωδικογραφία καὶ Ψαλτικὴ Τέχνη // Θησαυροὶ τοῦ ῾Αγίου ̀ρδβλθυοτεΟρους. Θεσσαλονίκη, 1977. Σ. 555-558, 560-573; idem. ῾Αγιορειτικὴ Μελουργία // Τὸ ̀ρδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος χθὲς - σήμερα - αὔριο (Διεθνὲς συμπόσιο). Θεσσαλονίκη, 1996. (῾Εταιρεία Μακεδονικῶν Σπουδῶν). Σ. 291-310.
Г. Статис
Источник