Там, где проходил святой, жизнь преображалась. Люди выходили ему навстречу за много километров от своих селений, днём и ночью слушали его проповеди, простые и вместе с тем удивительно глубокие и честные, исполненные Божественной Благодати. Его слова проникали в самое сердце слушающих, в глубину души, заставляли задуматься о многом. Проповедь святого Космы пробудила народное сознание.
В 1714 году в небольшом безвестном Этолийском1 селении Мегало Дендро произошло вполне рядовое событие: в семье простых ткачей родился мальчик. Мог ли кто тогда предположить, что впоследствии он станет не только великим православным святым, но и историческим деятелем, во многом предопределившим судьбу всего балканского региона?
С детства у святого Космы была большая тяга к знаниям, и он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование и «всем тем, чему учился, послужить на пользу братий христиан»2. Он уходил за много километров от дома, поднимался в отдалённые горные обители, изучал там древние рукописи, слушал беседы иноков, внимал советам и наставлениям старцев.
Уже в двадцать лет святой стал учителем в одной из сельских общин. Уча других, он учился сам, самоотверженно служа Богу, Церкви и своему народу. Желание прикоснуться к духовному наследию древних отцов Церкви повлекло его в «высшую школу христианского подвижничества и благочестия»3, — Святую Гору Афон, в то время центр духовной, культурной и общественной жизни православных Балкан. Здесь он встретил выдающихся подвижников, монахов, учёных, церковных писателей. Они глубоко повлияли на его жизнь, дав ему возможность проанализировать историческое прошлое порабощённой Греции и увидеть её возрождение. Окончив знаменитую Афонскую Академию4, он принял постриг в обители Филофей. Пробыв там несколько лет, Косма отправился в первое миссионерское путешествие.
Косма был настоящим христианином. Забота только о своём спасении была неприемлема для него. Боль за соотечественников, забота о ближнем подвигли его к просветительскому служению, которое впоследствии стало для него смыслом жизни. Святой Косма часто говорил: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане! Поэтому учёные люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не ради богатства и земной славы расточать свою учёность, но, чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости»5.
Возрождение народного сознания в порабощённых странах Балканского полуострова, становится центральной идей святого Космы. Он начал проповедовать и поучать православный народ по благословению патриарха Константинопольского Софрония сначала в окрестностях Константинополя, потом в центральной Греции. «Тысячи городов и деревень не слышали слова Божия»6, говорит Косма в одном из своих поучений. Понимая всю сложность ситуации, он отправляется в Сербию, Малую Азию, Албанию, на многочисленные греческие острова в Эгейском море побывав, таким образом, практически на всей территории тогдашнего Константинопольского Патриархата. Там, где была возможность, святой, организовывал школы. Его трудами было открыто более тысячи школ7.
Святой Косма побуждал состоятельных людей покупать святоотеческую литературу, чётки, малые кресты, головные покрывала и гребни. Книги раздавал он в подарок тем, кто знал грамоту или обещал учиться; платки — женщинам, чтобы они ходили с покрытыми головами; гребни давал людям, обещавшим не брить волос на голове8 и жить добродетельно; чётки и кресты — простому народу, прося всех молиться за жертвователей. Вдохновлённые горячей проповедью Святого, богатые люди купили более четырёх тысяч больших медных купелей (по цене 12 грошей за каждую9) и раздали их по храмам.
Поначалу народ настороженно и недоверчиво встречал проповедника. Он столкнулся с трудностями, лишениями, и даже с враждебностью местного населения. Но святой говорил с людьми не как учитель с учениками, а на равных, простыми, понятными словами. Он никогда не превозносился: считал себя не учителем, но грешником, который не столько учит простых людей, сколько получает от общения с ними искреннюю радость и душевную пользу. Он любил свою паству и никогда не кичился своей учёностью и знаниями. И люди, чувствуя эту безграничную, жертвенную любовь, смирение и святость, горячо полюбили своего пастыря, заступника и благодетеля, ставшего для них духовным наставником и примером.
Постепенно молва о Косме Этолийском распространилась по Греции «и вызвала восторг и сильное желание во всех областях... принять его и выслушать его «Поучения». Так выходили все вместе с женами и детьми, молодежь и старики... Проповедник же, видя большое стечение народа из разных деревень,... проповедовал два или три дня»10. По свидетельству очевидцев люди неотрывно следили за его проповедью: «Этот монах после окончания литургии пригласил всех жителей деревни на площадь Райдо в западной ее части и там в течение многих часов учил их. Поучение было таким длинным, что маленькая Стамато почувствовала голод и часто дергала мать за платье со словами: «Я проголодалась, мама». Но сельчане продолжали неотрывно следить за боговдохновенными словами и советами инока. Некоторые отрывки из поучения навсегда остались в памяти Стамато, и она повторила нам их слово в слово»11.
Там, где проходил Святой, жизнь преображалась. Люди выходили ему навстречу за много километров от своих селений, днём и ночью слушали его проповеди, простые и вместе с тем удивительно глубокие и честные, исполненные Божественной Благодати. Его слова проникали в самое сердце слушающих, в глубину души, заставляли задуматься о многом. Проповедь святого Космы пробудила народное сознание.
Поистине, Косма Этолийский — личность харизматическая. Его проповедь была наполнена глубокой внутренней силой, каждое слово в ней было выстрадано и исходило от самого сердца праведного Космы. Он не пользовался фейерверком риторических фигур, не строил сложные витиеватые предложения, избегал «высокого языка», непонятного большинству слушавших. «Я веровал, потому и говорил», — эти слова Священного Писания в полной мере относятся к проповеди святого.
Его путешествие превратилось в величественный крестный ход: за ним следовал сонм священников, которые несли иконы и свечи, совершали литургии и молебны, и множество мирян: женщин, стариков и даже маленьких детей! Люди не хотели пропустить ни одного слова из проповеди святого12. Святой Косма был непреклонным и самоотверженным человеком. Он проповедовал, несмотря на стужу и жару, дожди и грозы, снежные бури и палящее солнце.
Имя Космы Этолийского было на устах у всех жителей Балкан, число его последователей и учеников умножалось, но его враги (знать, ростовщики, торговцы и некоторые представители высшего духовенства) всё сильнее и сильнее возгорались ненавистью к святому и уже осуществляли коварный и изощрённый план его убийства. Они заплатили Курт-паше 25 тысяч грошей за голову праведного Космы (в пересчёте на сегодняшние деньги эта сумма соответствует полутора миллионам долларов!)
Сам святой не раз говорил в своих проповедях, что готов к принятию мученического венца. Стойкостью перед страданиями и мученичеством, которое ему пришлось претерпеть, преподобный явил свою великую любовь ко Господу: «Я прошу Христа, чтобы Он удостоил меня пролить за Него свою кровь, подобно тому как Он когда-то пролил её за меня»13.
24 августа 1779 года Косма был задушен и брошен в реку неподалёку от Коликандаси в Северном Эпире. В 1961 г. он был причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом, хотя его почитание в народе началось еще при жизни. Церковь почитает его в равноапостольском и мученическом чине.
Имя святого навсегда осталось в сердцах православных, населяющих Балканский полуостров. О нём слагались песни и сказания, его именем были названы и до сих пор нарекаются школы, улицы, целые селения и города. Многие современники были под таким впечатлением от встречи со святым, который изменил всю их жизнь, что в качестве фамилии брали себе его имя. Именно поэтому во многих областях Греции фамилия «Космас» получила широкое распространение. Проповеди и пророчества Космы Этолийского распространились десятками тысяч рукописей, а позднее и многомиллионными тиражами. Практически в каждом греческом храме, в каждой православной семье есть икона этого поистине народного святого.
Косма Этолийским был не только выдающимся православным просветителем и историческим деятелем, он по праву считается великим пророком нового времени. Святой оставил множество пророчеств о будущем всего человечества. Многие из них уже сбылись, некоторые ещё ожидают своего исполнения.
Пророчества святого Космы наглядный пример того, как следование советам святых, послушание Матери Церкви, упование на Бога не только приносят человеку духовное спасение, но и оберегают его от многих опасностей14.
Величание
Радуйся апостолов подражателю, Церкве учителю и светильниче. Радуйся благочестия божественный насадителю и сопричастниче мучеников, Космо равноангельный.
Тропарь, глас 3
Божественныя веры учением украсил еси Церковь, ревнитель апостолов быв, и насеяв божественныя догматы, мученически подвиг скончал еси. Космо преславный, Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Другой тропарь (из первой службы святому Косме)
Днесь сошедшеся в честней памяти, славно воспоем дивного в лицех Косму прехвального, дарует бо исцеление верно приходящим, яко имея дерзновение ко Христу, яко равноапостольный.
Кондак, глас 4
Яко светило новоявленное Церковь всю озаряеши евангельскими учении, Космо, Христовым апостолом равный. Сего ради Церковь достойно празднует память твою.
Примечания
1 Этолия - небольшая горная область в центральной Греции. Этолийским святой Косма именуется именно поэтому.
2 Καντιώτου Αυγουστίνου Ν. Μητροπολίτου Φλωρίνης. Κοσμάς ο Αιτωλός (Συναξάριον – Δηδαχαί – Προφιτειαί – Ακολουθία). Αθήνα, 1988. Σ. 68.; Συναξαριστής νεομαρτύρων, των αγίων Μακάριου Κορίνθου, Νικοδήμου Αγιορείτου, Νικηφόρου Χίου και διδάσκαλου Αθανάσιου Πάριου. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ. 731.
3 Соколов И. Свт. Григорий Палама. Его труды и учение об исихии. СПб., 2004. Стр. 217.
4 Афонская Академия (Афониада) – одно из ведущих учебных заведений середины XVIII в. Полный курс обучения в Афониаде длился девять лет: первые четыре года ученики проходили начальный курс обучения, называвшийся грамматикой, следующие пять лет были посвящены изучению математических и философских дисциплин. В круг философских дисциплин входили логика, введение в философию и метафизику. В круг математических дисциплин – арифметика, геометрия, физика, космография. Параллельно шло обучение латинскому языку. Основным языком обучения Афониады был древнегреческий.
5 Συναξαριστήςνεομαρτύρων, τωναγίωνΜακάριουΚορίνθου, ΝικοδήμουΑγιορείτου, ΝικηφόρουΧίουκαιδιδάσκαλουΑθανάσιουΠάριου. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ. 731-732.
6 Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ.195.
7 Συναξαριστής νεομαρτύρων, των αγίων Μακάριου Κορίνθου, Νικοδήμου Αγιορείτου, Νικηφόρου Χίου και διδάσκαλου Αθανάσιου Πάριου. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ. 735.; Χριστοδουλίδης Σ. Βίος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ. 18.
8 Мусульмане брили головы.
9 Большие деньги по тем временам.
10 Περραιβός Χ. Συντομος βιογραφία του λοιδίμου Ρήγα Φερραίου του Θετταλόυ. Еν Αθήναις, 1860. Σ. 50-51.
11 Καισάρη Χ.̣ Ο Αγιος Κοσμάς εν Ηπείρω.// Ηπειρώτικη Εστία 22 Φεθρ. 1930.
12 Ξανθοπούλου Κυριάκου Α. Ο Κοσμάς Αιτωλός και οι Βενετοί (1777 – 1779). Τα τελευταία χρόνια της δράσης του και το πρόβλημα των διδαχών. Θεσσαλονίκη, 1984. Σ. 77-78.
13 Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 22
14 Пророчества святого Космы опубликованы в книге «Житие и пророчества Космы Этолийского. М., "Святая Гора", 2007».