«Русское афонское монашество на Афоне оказало большое духовное, культурное и материальное влияние на православный Восток, а также западное христианство», - считает генеральный консул Российской Федерации Алексей Попов, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон». Об этом он заявил в Салониках (Греция) на торжественном открытии во Дворце музыки художественного вечера на тему «Путешествуя на Афон», посвященного 1000-летию русского монашества на Святой Горе.
Аргументируя свой тезис, генконсул России пояснил, что именно русские афонские обители (как св. Пантелеимона, так и Иоанна Златоуста, Белозерка, Благовещения, Честнаго Креста и др.) жертвовали на восстановление национальных святынь Сербии (Дечанская Лавра), Палестины (Лавра преп. Харитона), строительство храмов и богоугодных заведений в Греции (Русская больница, дом для престарелых, храм в Салониках).
По словам А. Попова, в России влияние Афона прежде всего прослеживается в строе богослужения, монастырских уставах, традиции старчества, в песнопениях и аскетической практике.
Отмечая историческое и духовно-культурное взаимодействие и взаимовлияние, А. Попов отметил, что помощь России Афону началась с XVI века, но в особенности расцветает с 1830-х годов. «Помощь оказывалась в форме целевых пожертвований на Афон, сборе милостыни на территории Российской империи, а также в виде поступления средств с подворий афонских монастырей на территории Российской империи (Россия, Украина, Молдавия). Значительная часть средств поступала в греческие монастыри в качестве взносов за строительство отдельных келлий русскими и подписание соответствующих омологий».
По словам дипломата, после трагических событий 1917 года и прекращения связей России с Афоном количество монахов всех национальностей на Афоне к 1970-м годам сократилось в четыре раза. «До сих пор в заброшенных афонских кельях сохраняются образчики шедевров русской работы: резьба по дереву, церковная утварь и др., которые ждут своего исследователя».
При этом, как отметил А. Попов, одновременно с временным упадком монастырей на Афоне в середине ХХ века «в Западной Европе наблюдается создание новых духовных школ, основанных выходцами с Афона – последователями прп. Силуана Афонского архим. Софронием (Сахаровым), еп. Василием (Кривошеиным) и другими, что привело к возрождению интереса к православному христианству в Европе в целом».