Как мы уже писали, власти Османской империи сравнительно терпимо относились к «монашеской республике» на Святой Горе, не препятствуя инокам свободно исповедовать свою религию. Как правило, дело ограничивалось наложением на монастыри тяжелых поборов — которые, однако, могли быть выплачены при помощи зарубежных ктиторов. Некоторое время это давало святогорским обителям возможность вести очень небогатое, но все же относительно стабильное существование. Однако в 1560-е годы, в правление султанов Сулеймана I (1520–1566) и его сына Селима II (1566–1574), на Афон обрушилось настоящее бедствие. Оно носило название «вакуфной реформы».
Сулейман I Великолепный не был так активен в военном отношении, как его отец; тем не менее, период его правления был очень насыщенным для империи и ее соседей. Он воевал с Венецией, Венгрией, Персией, делал попытки колонизации Грузии. Государственных доходов не хватало, и правительство стало прибегать к экстраординарным мерам. Так, именно в тот период наместники пашалыков (турецкая административная единица) стали назначаться за деньги, и со временем это стало нормой права, правительство прибегало к порче монет. В 1560 году Афону был нанесен очень тяжелый экономический удар — отъем метохов, необходимых для монастырского хозяйства, вынудил обители выкупать или арендовать их. В том же ряду стоит и объявление всего недвижимого имущества православных монастырей государственным вакуфом.
Вакуф, или вакф (арабск. «установление надзора» либо «удержание») — в мусульманском праве: имущество, отданное кем-либо на религиозные или благотворительные цели, «право собственности на которое по волеизъявлению учредителя ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта»1. В наиболее широком смысле этот термин может обозначать завоеванные мусульманами в священной войне земли, с которых платится налог — харадж: эти земли составляют неотчуждаемую собственность государства, но прежним обладателям их при условии уплаты хараджа предоставляется наследственное право владения и пользования. При этом налогом обложено само имущество, а не владельцы2. Как государство, так и частное лицо может превратить свое имущество в вакуф, отдав его навсегда какому-либо благотворительному, религиозному или образовательному учреждению, и тем изъять его из гражданского оборота. При этом «жертвователь» продолжает им пользоваться, поддерживая «получателя» доходами с этого имущества. В прошлом вакуф иногда бывал способом оградить имущество от захватов, конфискаций и произвола властей, давая хотя бы отчасти гарантии спокойного пользования им: вакуфное имущество считается собственностью Аллаха и не может быть объектом конфискации, запрещения, секвестра или ареста. Еврейское или христианское учреждение могут пользоваться данной недвижимостью, но все доходы, оставшиеся после оплаты хараджа, должны идти в пользу бедных без различия вероисповедания. Вакуф можно установить в пользу нескольких учреждений, причем если эти учреждения прекратили свое существование, то имущество возвращается к дарителю или его наследникам.
В конце 1560 х годов все имущество афонских монастырей было объявлено вакуфным, то есть принадлежащим мусульманскому государству; монастыри должны были выплачивать весьма высокий харадж, поставивший их на грань разорения. Сверх того, они не имели возможности распоряжаться доходами с этого имущества. Все это вело к крайнему обнищанию обителей.
В зографской грамоте 1568 года о происходящем сказано так:
«…в последние дни обратилось сердце чад агарянских на род христианский, наипаче на мнихов, сребролюбия ради, как некогда Иуда прельстился. Нечестивейший и суровый царь Салтан Селим держал тогда скипетр агарянский и обладал родом христианским: он послал во всю свою область повеление продать все отчины монастырей, метохи и мельницы и все стяжание их: мнихи же в расточении да будут повсюду в державе его. Тогда была туга и плач неутешный у всех христиан: наипаче же иноки слезы непрестанно день и ночь проливали, и платили многие тысячи асприй, без числа. Мы же иноки монастыря славного великомученика Христова Георгия, на горе Святой, нарицаемого Зограф, видели, что в сей великой нужде, святой монастырь разорится до конца, и все, что имели, продали, овец и буйволов и коней, и еще заложили серебряные сосуды царские и церковные; один метох на Струме, близ села, нам оставался, но и тот заложили в руки турков, а сосуды серебряные евреям, чтобы только избежать темницы и спастись от рук нечестивых. Потом послали братию нашу повсюду, где обретались Христиане, просить во имя Господа нашего Иисуса Христа».
За 1568 год есть сведения о серьезном упадке и в хозяйстве Россикона — сохранившиеся еще метохи и имущество заложены. Рассмотрение вакуфного дела Россикона происходило в два этапа в 1569 году. На первом, местном суде присутствовали инок Дионисий — представитель Протата, и игумен Матфей — от Россикона. Освидетельствовано дело, по-видимому, было представителями Протата монахами Вениамином (Великая Лавра) и Давидом-Дионисием (Иверский монастырь).
Из заключения суда следует, что:
1. Монастырь общежительный.
2. Имеется братия в числе 47 монахов.
3. Описаны границы, указан один пирг у моря (Солунский). В указанных границах имеется 10 келлий.
4. К монастырю относится также Скит Успения Богородицы (Ксилургу).
5. Вне границ есть четыре келлии — Св. Василия, Св. Георгия, Св. Стефана, Св. Иакова.
6. Имеются метохи на равнине Мегали-Вигла, в Каламарии, Ревеникии, Кассандре, в Чифлике.
Сулейман I Великолепный
Все имущество монастыря было передано настоятелю Матфею на следующих условиях:
1. После всех издержек на хозяйство монастыря оставшуюся сумму доходов он отдает убогим своего монастыря и Святой Горы.
2. Животных мужского пола продать можно, женского — оставить в монастыре (что противоречит п. 5. Афонского Устава, который будет принят вскоре, в 1575 году).
3. Насельники обители могут избирать себе настоятеля.
О. Матфей согласился на эти условия.
Второй этап слушания дела происходил уже в Константинопольском суде. По результатам слушания была выдана специальная грамота, Вакуф-наме, согласованная с шейх-исламом, представителем султана, и определявшая имущество монастыря и условия пользования им.
Чтобы выжить в условиях после вакуфной реформы афонским монастырям, и в том числе Россикону, приходилось идти на многие отчаянные решения:
• закладывать монастырское имущество;
• занимать денежные средства под большие проценты у еврейских ростовщиков;
• обращаться за поддержкой к Патриархам и к лидерам государств.
Бедствия, спровоцированные вакуфной реформой, привели к обострению внутренних проблем Афона. В начале 1570-х годов Патриарх Константинопольский Иеремия II счел необходимым заняться устроением жизни святогорских насельников. В 1573 году на Афон отправился Патриарх Александрийский Сильвестр. Он начал работу над составлением нового афонского Устава, утвержденного сингиллием Патриарха в 1575 году. В соответствии с этим типиконом, инокам предписывалось решать все внутренние споры внутри святогорского сообщества, мирным путем и опираясь на церковные обычаи; обращаться по таким вопросам за пределы Афона было запрещено. На Святой Горе запрещалось сеять пшеницу или ячмень, можно было выращивать только бобовые; запрещался сбор орехов для продажи «на сторону», за пределы Афона; запрещалось изготавливать ракию (виноградную водку) и даже выращивать виноград в скитах. Были установлены фиксированные цены (внутри Афона) на некоторые виды продуктов, такие как растительное масло и те же орехи. Уничтожалась торговля монашескими одеяниями; исключалась возможность пребывания на Афоне детей, безбородых юношей и животных женского пола; мирянин по новому Уставу не мог жить на Святой Горе более трех лет — по истечении этого срока он должен был либо принять монашество, либо покинуть пределы Афона. Однако эти меры по упорядочению афонских обычаев имели лишь частичный эффект.
***
Помощь крепнущего Русского царства была спасительна для Россикона, но первого удара от вакуфной реформы обитель не выдержала. В 1568/69 году, заплатив турецким властям огромный выкуп за конфискованные постройки и земельные угодья, монахи вынуждены были заложить все метохи монастыря и даже церковную казну. Это привело к тому, что некоторое время спустя монастырь опустел, а его насельники перебрались в окрестные скиты и келлии.
Наиболее ярко иллюстрируют тяжелейшее положение монастыря во время очередного запустения следующие документы:
1. Кадастровые регесты3 1560 года: фиксация объединения земель с Хиландаром в общем кадастровом плане.
2. 1568 год — метохи и имущество заложены
3. 1584 год — движимое имущество передано на хранение в Хиландар.
канд. экон. н. Д.В. Зубов
Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 4. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015.
1. Большаков О. В. Вакф // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 45.
2. Вакуф // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 9. СПб., 1891. С. 390–393.
3. Регесты (от лат. regesta — список, перечень) — систематизированные описи документов, преимущественно средневековых <…> В Регестах кратко раскрывается основное содержание документов, иногда цитируются отдельные части текста. Описание сопровождается источниковедческими и библиографическими справками. Регесты включают также сведения о несохранившихся актах, заимствованные из других источников (Советская историческая энциклопедия. Т. 11. М., 1968. С. 984).