С инициативой возобновить почитание царевны Анны — супруги князя Владимира и равноапостольной просветительницы Руси выступил директор Международного института афонского наследия (МИАН) Сергей Шумило, - сообщает сайт Afon.org.ua.
«Вспоминая о Крещении Руси, почти все забывают, что, кроме князя Владимира, Киевскую Русь вместе с ним крестила его супруга — византийская царевна Анна Порфирогенета (963–1011), — отмечает Сергей Шумило. — Именно она крестила князя Владимира, поставив это условием своего брака с Владимиром, и всю дальнейшую жизнь посвятила христианизации и просвещению Руси. Сестра императора Василия II Болгаробойца, дочь императора Романа II и внучка императора Константина Багрянородного, по происхождению она была армянкой. По сути, она пожертвовала своей судьбой и покинула царские палаты на уютной, комфортной и богатой Родине (Византийской империи), переехав в неизвестную и еще мало развитую страну, чтобы утвердить ее в христианстве. Именно она подсказывала мужу, где и какие храмы надо строить, какие совершать церковные, культурные и просветительские акции и т.п. Пока Владимир был занят военными походами и государственными делами, Анна занималась вопросами распространения христианства на Руси и развития Церкви».
Сергей Шумило напоминает: сирийский историк XI века Яхья Антиохийский отмечал, что Анна усердно распространяла веру Христову на Руси, «построи многи церкви». Даже знаменитый Церковный устав князя Владимира был составлен «сгадав аз с своею княгиней Анной». То есть именно Анна была соавтором этого Устава вместе со святым князем Владимиром. Именно она занималась вопросом строительства Десятинной церкви в Киеве и многих других церквей Руси. Она привезла из Византии в Киев болгарских монахов и священников и переводы церковных книг на церковнославянском языке. Она же привезла из Византии архитекторов и иконописцев. Она же способствовала учреждению на Афоне для первых русских монахов самого первого древнерусского монастыря «Росов» («Ксилургу»), где впоследствии принял монашество преподобный Антоний Печерский. Считается, что именно Анна была матерью двух сыновей Владимира — святых Бориса и Глеба.
Много веков гробница с мощами царевны Анны стояла рядом с гробницей святого князя Владимира в Десятинной церкви. И в древности они оба вместе почитались Церковью как просветители Руси. Но впоследствии, после разрушения ордой Десятинной церкви и уничтожения Киевской Руси, почитание царевны Анны забылось и в памяти народной осталось лишь почитание ее мужа. Хотя Крещение Руси — это их общая заслуга.
По мнению Сергея Шумило, эту супружескую пару можно считать покровителями православных семей.
Восстановление церковного почитания царевны Анны как равноапостольной просветительницы Руси, по словам директора МИАН, было бы восстановлением исторической справедливости. Царевна Анна заслуживает, чтобы мы помнили ее труды перед начальной Древнерусской Церковью. «Эти вопросы мы обсуждали на днях на нашей научно-богословской конференции «Афонское наследие и традиции исихазма в истории и культуре Украины», поскольку, среди прочего, имя царевны Анны тесно связано и с образованием первого древнерусского монастыря на Афоне, — отмечает Сергей Шумило. — Надеюсь, имя Анны будет возвращено из забвения и вскоре мы увидим иконы святого Владимира вместе со своей порфирородной супругой, как это было на фресках Софии Киевской. Будем работать над этим...»
Сергей Шумило предлагает ко Дню Крещения Киевской Руси начать акцию памяти царевны Анны — крестительницы и просветительницы Руси. Историк приглашает всех желающих приобщиться к этой инициативе.
Дополнительно см.:
Равноапостольный князь Владимир Киевский – ктитор Древнерусской Лавры на Афоне
Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского
Русская Лампада на Святой Горе: Русский монастырь на Афоне как фактор духовно-мистического влияния на Русь
Древнейшая русская Свято-Успенская обитель «Ксилургу» на Афоне и ее значение для Руси
Смотри также