Святой великомученик Пантелеимон Целитель1. Явление св. великомученика Пантелеимона на Афоне одному из иноков, бывшее в 3 часа ночи на 1 сентября 1879 г.

Заболела у меня правая нога (говорим словами инока) и я натирал ее у себя в келлии домашними средствами восемь дней, но дошло до того, что я уже не мог совершено ступить на нее и пошел с помощью палки в больницу. Пришедши туда, я слег в постель и не мог дотронуться до ноги, — она распухла. Доктор, осмотрев ногу, сказал мне: «У вас ревматизм; придется вам несколько месяцев полежать безвыходно, и остерегайтесь холода». Я начал об этом сокрушаться, ибо привык находиться в движении на чистом воздухе. Ходя на костыле, я не мог ступить на ногу в продолжении десяти дней; все это время натирали ногу мазями по два раза в день, внутрь давали лекарство, но безполезно. Видя, что помощи мало, я за три дня до 1-го сентября начал по четкам молиться св.великомученику Пантелеимону, прося о исцелении.

Афанасий Афонский, Савва Освященный, Дионисий Афонский18 июля в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память преподобного Афанасия Афонского, имевшего особое значение в развитии святогорского монашества и подвижничества.

Создателями Афонского монашеского "государства", как общего духовного центра народов Византийской империи, по праву принадлежит преподобному Афанасию Афонскому и Императору Никифору Фоке, хотя само монашество появилось здесь еще с древнейших веков. В некоторых греческих минеях Никифор Фока упоминается как святой и имеет даже богослужебное последование в день своей памяти. Именно им принадлежит идея создания на Афоне сети общежительных монастырей, в которых проживали бы представители всех народов империи.

Преподобный Никодим СвятогорецПредлагаем читателям портала «Русский Афон» главы о молитве Иисусовой и непрестанном молитвенном делании из книги: Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Издание четвертое Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Москва. 1904 г.

ЧеткиПредлагаем читателям портала «Русский Афон» две главы из книги проф. С. С. Хоружего «К феноменологии аскезы», знакомящей с содержанием и существом православного аскетизма — древней исихастской традиции, существующей с IV в. до наших дней, и вошедшей в основу древнерусской религиозности и культуры. В данной работе исихастское учение изложено в форме словаря антропологических понятий. Это изложение дополняется детальным анализом устройства исихастското опыта, его методологии и герменевтики. Тема изучения исихазма очерчивается автором как обширное поле познания, рождающее новые перспективы для многих наук о человеке.

ЧеткиДуховный меч монаха — это молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но для того, чтобы эта молитва всегда пребывала в уме, в сердце, в мысли и в устах, монах должен отразить и победить изощренное сопротивление безчисленных помыслов.

Афонский монахВесь мир не стоит души человеческой. Душа искуплена драгоценною кровью Господа Иисуса Христа, который сказал: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Матф. 16; 26).

Святая Гора АфонАфон есть узкий гористый полуостров на юге Македонии, вдающийся в Эгейское море и омываемый Стримонским и Сингитским заливами; хребет гор, покрывающих этот полуостров, начинается у самого перешейка, который соединяет полуостров с материком Македонии: имея здесь незначительную высоту, он идет далее (на протяжении 80 верст), постепенно возвышаясь, и у моря оканчивается исполинской возвышенностью, достигающей до двух верст и называемой горой Афонской.

Афонский Пантелеимонов монастырьПо своей природе мы нуждаемся в общении с Богом и ближним. «Ничто так не свойственно нашей природе, как иметь общение друг с другом, нужду друг в друге и любить соплеменных» [1]. Этот характер человеческой жизни, согласно святому Василию, сохраняет киновия (общежитие), поскольку «в одинокой жизни, что есть, делается для нас бесполезным, а чего нет, то невознаградимым» [2]. Она воплощает и «взаимную связь членов, их служение друг другу и подчинение главе нашей, то есть Христу, [3] и «действие Святого Духа, переходящего на всех вместе» [4]. Таким образом, киновия – это образ Церкви, «поприще подвижничества, благонадежный путь к преуспеянию, постоянное упражнение и поучение в заповедях Господних [...] целью имеющее славу Божию, а в образец принимающее упоминаемых в книге Деяний святых» [5].

Вершина Святой Горы АфонМистическое богословие св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, вызвало на Западе бурную полемику, не затихшую и через шесть веков. Поднимая вновь одно из тех вероучительных положений, которые разделяют западных и восточных христиан, я отнюдь не намереваюсь возобновлять старые конфессиональные споры. Но мне кажется, что для того, чтобы лучше узнать друг друга, уместно изложить со всей откровенностью то, что особенно дорого нам в наших духовных традициях, а не обходить молчанием те характерные особенности нашей духовной жизни, которые, оставаясь часто непонятыми как с той, так и с другой стороны, породили столько споров в прошлом.

Монашество АфонаМонашеское жительство сравнивают с ангельским. Не потому, что монахи пытаются стать бесплотными. Просто их служение уподобляется служению ангелов. Служение же ангелов состоит в том, чтобы славословить Бога и исполнять послушания, на которые Он их посылает.

Последние обновления
Архив сайта
<июнь 2021>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930