Rukopis5День славянской письменности и культуры традиционно называют церковно-государственным праздником. Именно в нем Церковь и государство нашли точки соприкосновения в осмыслении нашей истории. Но в то же время нужно заметить, что в этой оценке ставятся разные акценты, и это связано со спецификой существования данных институтов. Государство ставит перед собой цель внешнего обустройства жизни человека, а Церковь заботится о внутреннем преображении души. В богословской и святоотеческой литературе мы можем встретить множество образов, в которых раскрывается универсальная форма взаимодействия Церкви и государства.

IkonaBMigumeniyaAfona97В первые века нашей эры, во времена римского гонения на христиан, некоторые из них I | покидали города и селились в труднодоступных пустынях Сирии, Палестины и Египта. В пещерах и расселинах скал, поодиночке или небольшими группами спасались первые христианские отшельники. Число их стало стремительно расти в IV веке, когда весь христианский мир охватило непреодолимое влечение к монашеству. Около 340 года в Верхнем Египте, к северу от Фив, в Табенне из разрозненно подвизавшихся монахов возникла первая общежительная община во главе с прп. Пахомием Великим. Выработанные им суровые правила — древнейший дошедший до нас письменный устав монашеской жизни — быстро распространились по всему христианскому миру.

0 4bb56 f4029ef7 LС древности Афонский полуостров был заселен фракийскими и македонскими племенами, затем колонистами с материка — эллинами и пеласгами. Все морские пути, соединяющие Грецию с Востоком, проходили через Афон. Его двухкилометровый пик служилмаяком, видным за десятки миль. На исходе Троянской войны (за 1000 лет до РХ) на месте теперешних больших монастырей язычники основали свои города с народовластием и эллинским многобожием: Олофиксос, где ныне Есфигмен, Дион — где Ватопед, Фиссос — где Пантократор, Клеон — где Ивер, Акроафос у вершины Афона, Харадарий у Дафни, Сколос у Зографской пристани. Могущественный царь Филипп Македонский подчинил себе афонские города. Процветали они и при преемнике и сыне его Александре Великом (336—323 до Р-Х.), направившем свои усилия на завоевание Востока.

greece0400Афон - это духовная школа, школа смирения и покаяния. Современные старцы настоятельно рекомендуют увезти со Святой Горы не только сувениры и подарки близким, но и решение изменить себя, начать борьбу со своим «ветхим человеком». На Афоне покаяние переживается как основа христианской жизни.

athos lit piece 001Святая Гора всегда интересовала Россию и сама по себе (с религиозной точки зрения), и — с XV века — как часть Османской империи, с которой Россия многократно воевала. В Монастыри совершались многочисленные паломничества, а вопрос об их владении был на протяжении веков частью так называемого «восточного вопроса», который периодически приковывал к себе внимание мировой политики.

KnigiRukopisВ монастырских собраниях Святой Горы Афон наряду с греческими рукописями находится значительное количество славянских (свыше 1400 кодексов и отрывков), датируемых XI - нач. XX в. Кроме того, в архивах афонских обителей до настоящего времени сохранились десятки славянских грамот XIII-XVIII вв., в основном хрисовулов сербских правителей (XIII-XV вв.) и валашских и молдававских господарей (XV-XVII вв.), подлинные болгарские грамоты XIII-XIV вв. представлены единичными экземплярами, жалованные грамоты русских великих князей, царей и императоров датируются XVI-XVIII вв. По количеству славянских рукописей среди зарубежных собраний Афон уступает лишь Украине, Югославии и Румынии.

ZografСведения о болгарских иноках на Святой Горе Афон до XIII в. почти отсутствуют, в XIII в.- чрезвычайно скудны. Монахи болгарского происхождения могли появиться на Афоне практически сразу вслед за принятием христианства в Болгарии (865), чему способствовала близость Афона к территории расселения славянских племен болгарской группы. На достаточно раннее появление болгарских иноков на Афоне указывает косвенно открытие здесь в сер. XIX - нач. XX в. ряда памятников славянской письменности болгарского извода, датируемых X-XI вв.

741 Hilandar-AthosИстория сербского монашества на Святой Горе Афон является наиболее ясной и хорошо документированной почти на всем протяжении. Вероятно, монахи сербского происхождения жили в различных монастырях на Св. Горе задолго до создания здесь национальной обители. Однако наиболее значимым моментом в истории сербской общины на Афоне было появление здесь в 1191 г. сербского княжича Растка (3-го сына вел. жупана Стефана Немани). В качестве послушника он поселился в Русском Пантелеимоновом монастыре, где вскоре принял постриг с именем в честь прп. Саввы Освященного, а через некоторое время перешел в Ватопедский мон-рь (впосл. архиеп. Сербский прп. Савва I).

DohiarBogoslugenie2Начало организованного монашества на Святой Горе Афон и возникновение певческой византийской нотации совпали во времени, оба они имеют более чем тысячелетнюю непрерывную и параллельно развивающуюся историю. Церковное пение, более других изящных искусств являясь «одеянием слова», было и остается на Св. Горе звуковым выражением духовного общения монахов с Богом и Его святыми.

ChetkiОсновные предписания о порядке монашеской жизни на Святой Горе содержит общеафонский Устав; более детальные подробности записаны во внутримонастырских уставах (канонизмах). Устав предусматривает 2 формы монастырского устройства - общежительную и особножительную.

Последние обновления
Архив сайта
<июнь 2021>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930