Rukopis8Афон известен во всем мире не только как один из древнейших центров монашеской жизни, но и как богатейшая сокровищница старинных рукописей. Первое упоминание о монастырской библиотеке на Афоне восходит к 980 г.; одним из древнейших свидетельств о книжных хранилищах афонских обителей является сохранившийся в акте 1142 г. перечень русских книг из монастыря Ксилургу. На Афоне действовали книгописные мастерские (скриптории). Множество древних кодексов (с X в.), хранящихся в настоящее время в различных библиотеках мира, написаны монахами-святогорцами. Переписка рукописей считалась делом благочестивым. Немало книг попадало на Афоне в составе личных собраний приходивших сюда ученых мужей, среди которых особенно известны дидаскал Патриаршей академии Феофан Элеавулк († ок. 1555) и Максим Маргуний († 1602).

DohiarBogoslugenieБогослужение всегда было и продолжает оставаться центром всей афонской жизни. Хотя Афон нельзя назвать местом возникновения принципиально новой богослужебной системы (по сравнению, напр., с Константинополем или Иерусалимом), авторитет афонского монашества, а также та красота, с которой здесь совершались церковные службы, привели к тому, что почти все правосл. Поместные Церкви в тот или иной момент своей истории, исправляя свои богослужебные книги, обращались к святогорскому наследию и использовали в качестве образцов афонские литургические рукописи; т. о. афонское богослужение в разное время оказало влияние на богослужение всей правосл. Церкви.

Предательство Иуды В отличие от архитектурного стиля соборов, который может быть определен как уникальный  «афонский», живопись на Афоне представляет собой различные художественные течения того или иного времени. Многие живописцы  византийской и поствизантийской эпохи трудились над украшением  афонских памятников, значительное число которых сохранилось до сих пор.

Мраморная плита с изображением двуглавого орла КсиропотамВ отличии от архитектуры, скульптура на Афоне представлена довольно ограничено. Впрочем, это явление вообще характерно для всей византийской культуры, особенно в послеиконоборческий период, когда на Афоне впервые официально появляется монашество.

Рукописная книга XIII векКроме фресок и переносных икон, на Афоне хранится более 15000 рукописей, написанных на пергаменте, бомбазине и бумаге. Собрание рукописей на Афоне богаче, чем в любой библиотеке во всем мире. Иллюстрированные рукописи, число которых превышает 1800,  с богатым декором,  считаются произведениями искусства.

Риза XVIII векК произведениям искусства малых форм относятся также драгоценные церковные ткани и ризы, хранящиеся в ризницах почти всех афонских монастырей и во многих их экзартимах. Речь идет о ценных шелковых тканях, шитых золотыми, серебряными и железными нитями, которые украшали Святой Алтарь, а также использовались для литургических нужд храма наряду со священной утварью или составляли часть обычно очень дорогого облачения священнослужителей.

Рельефное изображение Святого Георгия Х век В богатых ризницах афонских монастырей хранятся редчайшие произведения мелкой пластики.  Это изделия  из разных видов камня, дерева, слоновой кости и эмали, а также художественный металл, ювелирные изделия, чеканка и ткани.

Известными шедеврами византийского искусства являются : «дискос Пульхерии» в Ксиропотамском монастыре, иконки с изображениями Богородицы и Святого Георгия и  Святого Димитрия в Великой Лавре, Распятия (вставленные в переплет в рукописи № 27) в Дионисиевом монастыре, Преображения в Ксенофонтовом монастыре, Святого Георгия в Ватопедском монастыре.  Все они изготовлены из стеатита или змеевика.

Икона Божией Матери Пантанасса XVII века Афонские монастыри славятся уникальными иконами, в том числе большим количеством древних переносных икон византийской эпохи. Иконы  написаны на деревянных досках  и хранятся в особых помещениях и ризницах монастырей, а также выставлены в соборах и часовнях Святой Горы. Значительная часть икон посвящена Пресвятой Богородице, которая с трепетом почитается святогорскими монахами. Эти иконы считаются  наиболее ценными реликвиями афонских монастырей.

42533Святая Гора  на протяжении столетий была духовным центром православия. Здесь веками сохранялось и развивалось христианское искусство. Иконопись, фрески, книжная миниатюра Святой Горы оказали значительное влияние на все православное искусство в целом.

После захвата турками Константинополя в 1453 году Афон не только принял великие христианские святыни, но и стал центром возрождения византийского искусства.

Монастырь СимонопетраОсновные принципа  монастырского  строительства были выработаны еще в ХI веке. Монастырь представлял собой комплекс построек, обнесенных крепостными стенами и башнями. Поэтому все монастыри, а также скиты Афона производят впечатление укрепленного города средневековой эпохи, а архитектурная планировка Афона – типичная планировка Византийского монастыря, сформировавшаяся под влиянием восточных и эллинистических образцов. Причиной, диктовавшей создание таких оборонительных  сооружений, была  необходимость в защите монахов от множества внешних врагов.

Последние обновления
Архив сайта
<июнь 2021>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930